Рулевое управление автомобилем и безопасность конструкции — Часть 7: Надежность рулевого механизма, уплотнение соединений, картеры и гофрированные чехлы, смазочный материал

Автомобиль

Надежность рулевого механизма любого типа в значительной степени зависит от свойств смазочного материала, отсутствия в нем абразивных частиц и его достаточного количества в процессе всего периода эксплуатации до ремонта узла. Для каждого конкретного рулевого механизма конфигурация уплотняющих подвижные и неподвижные соединения деталей определяется характером их сопряжения и движением в процессе эксплуатации.

Соединения, имеющие угловые перемещения (вал шестерни или червяка), уплотняются обычными самоподжимными, в основном резиновыми, сальниками как с пружиной, так и без нее. Шаровые пальцы рычагов рулевой трапеции уплотняют полусферическими чехлами. В тех местах, где шарниры рулевых тяг имеют небольшие (до 10—12°) углы качания, широко применяются резинометаллические шарниры, не требующие смазки.

В некоторых случаях, когда шарнир находится внутри гофрированного чехла могут быть использованы плоские (торцовые) шариковые подшипники.

Грязезащита рейки осуществляется, как правило, резиновыми гофрированными чехлами, причем чехол в осевом направлении должен сжиматься не менее чем на величину хода рейки. Это вызывает трудности, так как высота гофров для уменьшения угла перегиба у вершины и у основания гофра должна быть достаточно большой.

При сжатом чехле, когда толщина стенки гофра равна 2 мм, а ход рейки — около 85 мм, начальная длина чехла на гофрированном участке должна быть не менее 90—95 мм, а при растяжении чехол должен удлиняться на 90—95 мм, т. е. в общей сложности — на 180—190 мм, концы для крепления чехла с помощью ленточных стяжных хомутов должны быть по 30—40 мм. На концы картера обычно напрессовывают гладкие тонкостенные трубы, которые служат для размещения смазочного материала и грязезащиты концов рейки. В этих же трубах часто устанавливают ограничители хода рейки и устройства для крепления рулевого механизма к кузову.

В связи с тем, что рулевой механизм типа червяк — ролик уплотнен более надежно, в его картер заливают жидкий смазочный материал. Картеры и гофрированные чехлы рулевых механизмов типа шестерня — рейка ранее заполняли жидкими смазочными материалами. Однако для предотвращения утечек в последнее время отдают предпочтение пластичным смазочным материалам. Из применяемых в нашей стране наиболее подходящим для этого является смазочный материал Литол-24 ГОСТ 21150—75.

Все части: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16