Рулевое управление автомобилем и безопасность конструкции — Часть 6: Средняя тяга, маятниковый рычаг, сайлентблоки, амортизатор, усилители

Автомобиль

В связи с повышением требований к управляемости автомобиля были введены средняя тяга и маятниковый рычаг, вращающийся в подшипниках скольжения на оси, жестко закрепленной на балке передней подвески. Как показал опыт эксплуатации, в ряде случаев, вследствие несовпадения кинематики рулевого привода и передней подвески, например, из-за производственных отклонений, на ось действовали знакопеременные нагрузки, приводившие в конечном итоге к поломкам оси.

Нагрузочная характеристика амортизатора рулевого управления автомобиля: 1 и 2 — усилия сжатия соответственно при правом и левом поворотах

Рис. 49. Нагрузочная характеристика амортизатора рулевого управления автомобиля: 1 и 2 — усилия сжатия соответственно при правом и левом поворотах.

Для предотвращения пиковых нагрузок на многих моделях вместо жестких подшипников между осью и маятниковым рычагом ввели несмазываемые при сборке и в эксплуатации резиновые сайлентблоки, что исключило поломки оси, но повысило податливость рулевого управления. По рулевым управлениям с механизмами типа шестерня — рейка в проведении таких работ не было необходимости.

Полное или частичное предотвращение передачи на рулевое колесо ударов управляемых колес о неровности дороги является одним из важных эксплуатационных требований, предъявляемых к рулевому управлению.

Вопрос устранения передачи на рулевое колесо ударов при рулевом механизме типа червяк — ролик решается в основном путем выполнения рабочей пары на пределе обратимости. Как правило, другие устройства, гасящие удары в системе такого рулевого управления, не применяются, за исключением усилителей.

В рулевых механизмах типа шестерня — рейка вопрос предотвращения передачи на рулевое колесо ударов является более сложным, поэтому для гашения ударов в ряде случаев вводятся упругие элементы между картером и кузовом автомобиля в местах крепления. В большинстве же случаев используются элементы в виде упругих муфт или сайлентблоков, которые встраиваются в вал руля между рулевым колесом и картером или в шарниры рулевых тяг.

На некоторых последних моделях для предотвращения передачи на рулевое колесо ударов между рейкой и картером, установлен жидкостной или газовый телескопический амортизатор, гасящий ударную нагрузку и не препятствующий нормальному перемещению рейки как в ту, так и в другую сторону. Характеристика амортизатора приведена на рис. 49. Установка амортизатора в рулевой механизм способствует также гашению колебаний управляемых колес, которые могут возникнуть при определенных сочетаниях эксплуатационных факторов и при нарушении нормального технического состояния передней подвески и рулевого привода. Вместе с тем следует отметить, что описанный амортизатор из-за малых размеров (диаметр 25 мм) не является надежным, необходима частая проверка его технического состояния и замена.

За последнее время на ряде автомобилей малого, а также особо малого классов начали устанавливать усилители, что, с одной стороны, уменьшает усилие на ободе рулевого колеса, а с другой — позволяет при спущенной шине легко удержать автомобиль в пределах полосы движения. Установка усилителя значительно, в среднем в 2,5 раза при нагрузке на рулевое колесо, а также в 2 раза при разгрузке рулевого колеса (при моменте на рулевом валу в 1 даН·м), увеличивает податливость рулевого управления, что практически не снижает чувствительность автомобиля к управлению.

Все части: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16