Рулевое управление автомобилем и безопасность конструкции — Часть 5: Жесткость и податливость рулевого управления

Автомобиль

Влияние жесткости рулевого управления проявляется в том, что вследствие деформации его элементов при действии на колеса стабилизирующих или дестабилизирующих моментов происходит изменение установленных поворотом рулевого колеса геометрических поворотных углов управляемых колес. При малой или высокой жесткости (неоптимальной при действующих на колеса моментах) будет происходить соответственно больший или меньший, чем это требуется, поворот колеса в ту или другую сторону, что ухудшит управляемость и увеличит износ шин.

Податливость рулевого управления должна выбираться для каждого конкретного автомобиля в зависимости от массы, приходящейся на передний и задний мосты, типа подвесок, шин и других конструктивных параметров.

Податливость всех типов рулевого механизма может иметь любое значение. В случае же достаточного увеличения диаметра вала сошки и оптимального выполнения перехода вала в головку жесткость рулевого механизма типа червяк — ролик может быть выше, чем реечного, что подтверждено проведенными на Автомобильном заводе им. Ленинского комсомола (АЗЛК) испытаниями и расчетом Московского автомеханического института (МАМИ). Вместе с тем следует отметить, что ряд предприятий, получив на автомобилях плохую чувствительность к управлению, выполняет рулевые управления очень жесткими, однако в этом случае для возможности хотя бы удовлетворительной устойчивости движения угол поворота наружного управляемого колеса делается равным или даже более, чем внутреннего колеса. При этом повышается устойчивость движения автомобиля, но резко ускоряется изнашивание шин. Правда, последним фактором при современных радиальных шинах в ряде случаев можно в значительной степени пренебречь.

Вместе с тем следует отметить, что жесткость современных рулевых управлений с механизмом типа шестерня — рейка, как правило, несколько выше жесткости рулевых управлений с механизмами типа червяк — ролик. Это можно объяснить тем, что в период, когда подавляющее большинство рулевых управлений имели механизмы сначала с парой типа червяк — сектор, а позже червяк — ролик, вопросам податливости рулевого управления не придавалось значения.

Все части: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16