Регулирование скорости ослаблением поля тяговых двигателей для троллейбуса — Часть 2. Способы ослабления поля электродвигателей

Июнь 14th, 2013

При ослаблении поля электродвигателей последовательного возбуждения следует иметь в виду возможность значительного ухудшения режима их работы при переходных процессах. Поэтому необходимо принимать меры предупреждения от тяжелых последствий, возникающих при неустановившихся режимах.

При первом способе ослабления поля для этой цели нужно разрывать цепь отключаемых витков, как это показано на рис. 139. В ином случае, при неустановившихся режимах главного тока, в короткозамкнутых витках будет индуктироваться э. д. с., как во вторичной обмотке трансформатора. Появление вторичного короткозамкнутого контура могло бы привести к более глубоким ослаблениям поля, чем это предусмотрено расчетом, и к значительному ухудшению коммутации двигателей.

При втором способе ослабления поля необходимо последовательно с шунтирующим омическим сопротивлением включать индуктивный шунт (ИШ — рис. 140), так как в процессе переходного режима кажущееся сопротивление цепи обмоток возбуждения резко возрастает (в связи с появлением э. д. с. самоиндукции). Омическое сопротивление шунта остается таким же, как и при установившемся режиме и при отсутствии индуктивности в шунтирующей цепи. Это обстоятельство может привести к глубокому ослаблению поля в переходном режиме с вытекающими отсюда последствиями в отношении ухудшения коммутации тяговых двигателей. Введение индуктивного шунта повышает постоянную времени (L/r) шунтирующего контура и тем самым устраняет указанную опасность.

Построение характеристик ослабления поля. Характеристика ослабленного поля может быть получена на основе характеристики полного поля с помощью следующего приближенного построения.

Для полного и ослабленного полей при схеме с одним электродвигателем и одинаковой скоростью движения получим:

Регулирование скорости ослаблением поля тяговых двигателей для троллейбуса - Часть 2. Способы ослабления поля электродвигателей

При одинаковой скорости, пренебрегая величинами (IЯR)О. п и (IЯR)П. п получим:

Регулирование скорости ослаблением поля тяговых двигателей для троллейбуса - Часть 2. Способы ослабления поля электродвигателей

И, следовательно,

Регулирование скорости ослаблением поля тяговых двигателей для троллейбуса - Часть 2. Способы ослабления поля электродвигателей

Для схемы с отключением части витков откуда:

Регулирование скорости ослаблением поля тяговых двигателей для троллейбуса - Часть 2. Способы ослабления поля электродвигателей

Аналогичное соотношение между токами характеристик ослабленного и полного полей при одинаковых значениях скорости получается и при втором способе ослабления поля.

Указанное простое соотношение позволяет построить характеристику ослабленного поля по точкам путем деления токов по характеристике полного поля на значение:

Регулирование скорости ослаблением поля тяговых двигателей для троллейбуса - Часть 2. Способы ослабления поля электродвигателей

Регулирование скорости ослаблением поля тяговых двигателей для троллейбуса - Часть 2. Способы ослабления поля электродвигателей

Рис. 141. Диаграмма построения характеристик ослабленного поля.

Регулирование скорости ослаблением поля тяговых двигателей для троллейбуса - Часть 2. Способы ослабления поля электродвигателей

Рис. 142. Диаграмма к расчету ступеней ослабления поля электродвигателей параллельного возбуждения.

По скоростным характеристикам электродвигателя при ослабленном поле (рис. 141) можно получить характеристики силы тяги PК = f(I), имея в виду, что при одинаковых значениях тока PК. о.пVО. п ≈ PК. п.пVП. п.

Более точное построение характеристик ослабленного поля может быть выполнено по нагрузочным характеристикам электродвигателя с учетом реакции якоря и падения напряжения в обмотках. Для этого при данном токе IЯ и коэффициенте а определяют AWО. п, соответствующие значения (E/v)О. п, E = UC — (IВR)О. п,

Регулирование скорости ослаблением поля тяговых двигателей для троллейбуса - Часть 2. Способы ослабления поля электродвигателей

На отечественных троллейбусах наиболее широкое распространение получили электродвигатели смешанного возбуждения, у которых ослабление поля осуществляется более простым способом — путем регулирования тока в цепи обмотки параллельного возбуждения. При этом не вызывает затруднений получение нескольких ступеней ослабления поля, а переключение ступеней ослабления поля можно также рассматривать как вторую стадию пускового процесса.

Рубрики: Троллейбусы | Теги: , , , , ,