Регулирование скорости движения троллейбуса путем ослабления магнитного поля тяговых электродвигателей — Часть 1 из 4: Схемы ослабления поля отключением части витков и шунтированием

Троллейбус

В процессе пуска электродвигателя троллейбуса используются ступени регулирования возбуждения как в начале (в первой стадии пуска), так и во второй стадий пуска. Скорость троллейбуса при второй стадии пуска, а также при движении по естественной характеристике можно определить по формуле:

Формула

Повышение скорости троллейбуса на второй стадии пуска электродвигателя, т. е. экономическое регулирование скорости, достигается ослаблением магнитного потока (магнитного поля) электродвигателя. Оно может быть получено одним из способов:

а) отключением части витков обмотки возбуждения;

б) последовательно-параллельным пересоединением катушек возбуждения главных полюсов электродвигателя троллейбуса;

в) параллельным присоединением к катушкам возбуждения шунтирующих сопротивлений;

г) регулированием величины электрического тока в обмотке параллельного возбуждения электродвигателя троллейбуса (в двигателях смешанного возбуждения);

д) методом противовозбуждения, т. е. уменьшения основного потока встречным током дополнительной обмотки.

Схема ослабления магнитного поля электродвигателя троллейбуса отключением части витков: а — при полном магнитном поле; б — при ослабленном магнитном поле

Рис. 1. Схема ослабления магнитного поля электродвигателя троллейбуса отключением части витков: а — при полном магнитном поле; б — при ослабленном магнитном поле.

Схема ослабления магнитного поля электродвигателя троллейбуса шунтированием

Рис. 2. Схема ослабления магнитного поля электродвигателя троллейбуса шунтированием.

Применение того или иного метода ослабления магнитного поля зависит от типа электродвигателя и условий движения троллейбуса. В случае использования электрических двигателей последовательного возбуждения используются главным образом следующие два способа ослабления магнитного поля: отключение части витков катушек главных полюсов (рис. 1) и шунтирование (рис. 2). Так как величина магнитного поля определяется величиной намагничивающей силы электродвигателя троллейбуса, оценить степень ослабления магнитного поля можно коэффициентом:

Формула

где AWо.п — намагничивающая сила возбуждения при ослабленном магнитном поле;
AWп.п — намагничивающая сила возбуждения при полном магнитном поле.

Значение α условно называют коэффициентом регулирования магнитного поля электродвигателя троллейбуса (если точнее, то это коэффициент регулирования намагничивающей силы). Этот коэффициент меньше единицы; обычно его выражают в процентах. Очевидно, что отношение намагничивающей силы равно отношению магнитных потоков на характеристике намагничивания в прямолинейной части; в насыщенной части кривой намагничивания при одинаковом изменении намагничивающей силы магнитный поток изменяется в меньшей степени. В этом случае:

Формула

При первом способе ток остается неизменным, а ослабление магнитного поля электродвигателя троллейбуса достигается отключением части витков. Тогда:

Формула (1)

то есть коэффициент регулирования магнитного поля электродвигателя троллейбуса будет равен отношению количества витков w1, которые остаются при ослабленном магнитном поле, к полному количеству витков w обмотки возбуждения (w = w1 + w2

При втором способе неизменным остается количество витков, а ослабление магнитного поля достигается с помощью изменения тока возбуждения в электродвигателе троллейбуса, поэтому:

Формула (2)

где Iв — это ток в обмотке возбуждения электродвигателя троллейбуса при ее шунтировании;
Iя — электрический ток в якоре двигателя.

Значение коэффициента регулирования магнитного поля можно определить также по соотношению сопротивлений rв обмотки возбуждения электродвигателя троллейбуса и rш цепи шунта на основании того, что при шунтировании падения напряжения от общего тока якорной цепи Iя и от тока возбуждения Iв должны быть равны.

В этом случае:

Формула

откуда получаем:

Формула (3)

Как показывает уравнение (3), величина ослабления магнитного поля может регулироваться изменением rш.

На рис. 2 изображена одна ступень ослабления магнитного поля электродвигателя троллейбуса, но с помощью дополнительных контакторов может быть выведено несколько секций сопротивлений и получены добавочные ступени ослабления магнитного поля. В этом состоит основное преимущество второго способа ослабления магнитного поля электродвигателя троллейбуса перед первым, при котором затруднительно получить несколько ступеней.

Все части: 1 | 2 | 3 | 4