Классификация транспортных средств — Часть 10. Критерии оценки прочности крыши автобуса

Июнь 18th, 2013

Основным критерием оценки прочности крыши автобуса является сохранение остаточного пространства пассажирского помещения как во время, так и после испытаний. Эта оценка может быть осуществлена по результатам киносъемки процесса деформации кузова с помощью скоростных кинокамер (по крайней мере трех), устанавливаемых внутри автобуса. Размеры остаточного пространства принято координировать относительно контрольной точки H сиденья, определяемой с помощью трехмерных посадочных манекенов (см. рис. 6).

Проектирование, изготовление указанных манекенов и создание методик работы с ними были выполнены в НАМИ. В результате этой работы в настоящее время все автозаводы отрасли (включая автобусные) снабжены такого типа манекенами.

Прочность пассажирских сидений и их креплений регламентирована Правилами ООН № 36. В основу предложений поправок положены требования к способности сидений в процессе фронтального столкновения автобуса с препятствием или наезда на него сзади удержать пассажиров в пространстве между сиденьями без образования отделяющихся частей, опасных выступов и острых кромок, которые могут стать причиной травм.

Следует отметить, однако, что соответствие сидений указанным требованиям может быть достигнуто путем применения чрезмерно жестких конструкций, но использование таких конструкций приведет к перегрузкам при ударе об их элементы головы, груда или ног пассажиров. Для исключения применения чрезмерно жестких конструкций сидений предполагается ввести требования к их энергопоглощающим свойствам в зонах вероятного контакта с сиденьем различных частей тела человека.

Оценка соответствия пассажирских сидений и их креплений требованиям безопасности может проводиться по результатам как динамических, так и статических испытаний.

В настоящее время предпочтительным считается использование метода динамических испытаний, позволяющего в максимальной степени имитировать реальное воздействие на сиденья и их крепления нагрузок, возникающих в процессе фронтального столкновения автобуса или при наезде на него сзади. При этом для моделирования ударного процесса могут быть использованы различные установки, в частности разгонные тележки (подобные применяемым для испытаний ремней безопасности) или маятниковые стенды. Для имитации нагрузок, действующих на сиденья со стороны пассажиров, предполагается использование манекенов или заменяющих их отдельные части и закрепляемых на сиденьях различных приспособлений (грузов, элементов манекенов и др.).

Несмотря на предпочтительность применения динамических испытаний, сравнительно высокая стоимость затрудняет использование их непосредственно на автобусных заводах. Использование вместо манекена заменяющих его отдельные элементы приспособлений не позволяет достаточно полно оценивать энергопоглощающие свойства конструкции сидений. Для этой цели испытания сидений могут быть проведены методом, содержащимся в предписаниях по подголовникам (Правила ООН № 25).

Рубрики: Безопасность конструкции автомобиля | Теги: , , , , , ,