Классификация транспортных средств — Часть 4. Токсичность отработавших газов

Июнь 17th, 2013

Токсичность отработавших газов. С 6 марта 1978 г. в Правила ООН № 15 введена поправка серии 03. Предельно допустимые концентрации токсичных компонентов по отношению к нормативным, установленным этими Правилами с поправкой серии 02, составляют по CO, CH и NOX соответственно 35, 25 и 15%. В соответствии с поправкой серии 04 критерий токсичности объединяет концентрации нескольких загрязняющих веществ. В основу измерения токсичности положен метод CVS.

Примечание. Предельно допустимые концентрации токсичных компонентов представлены в виде дроби, числитель которой соответствует максимально допустимому содержанию токсичных компонентов в отработавших газах при официальном утверждении автомобиля, а знаменатель — содержанию этих компонентов в отработавших газах автомобилей массового производства, соответствующих официально утвержденному типу в отношении Правил ООН № 15.

Дата вступления в силу поправки серии 04 — 1 октября 1982 г. для транспортных средств, впервые представляемых на официальное утверждение, и 1 октября 1985 г. для транспортных средств, официально утвержденных в соответствии с поправкой серии 03. Предельно допустимые концентрации токсичных веществ в соответствии с этой поправкой приведены в табл. 2.

Поправкой серии 04 к Правилам ООН № 15 транспортные средства категории M1 с дизелями включены в область распространения указанных Правил.

Основные направления развития указанных Правил — дальнейшая детоксикация отработавших газов по сумме токсичных компонентов CO, CH и NOX, нормирование бензоальфапирена и других полициклических ароматических углеводородов в отработавших газах, нормирование испарения топлива, введение в качестве приложений к этим Правилам методов ЕЭК измерения мощности двигателя и потребления топлива и в отдаленной перспективе — введение нового испытательного ездового цикла, представительного не только для городов европейских стран, но и для городов других частей света.

Перспективным можно считать использование трехкомпонентного (по трем основным видам токсичных соединений — CH, CO, NOX) катализатора, превращающего токсичные соединения в безвредные отходы. Однако для того, чтобы катализатор работал нормально, в цилиндры двигателя должна подаваться горючая смесь с точно выдержанным коэффициентом избытка воздуха. В действительности отклонение всего на 2% от идеального, стехиометрического состава топливной смеси снижает эффективность нейтрализации отработавших газов на 30%.

Рубрики: Безопасность конструкции автомобиля | Теги: , , , , ,