Конструкции электродвигателей, применяемых для компрессоров, вентиляторов и генераторов собственных нужд троллейбусов — Часть 3 из 4: Устройство электродвигателя ДК-656А

Троллейбус

На троллейбусах ЗИУ-5 в качестве электродвигателя для генератора и вентилятора используется двигатель смешанного возбуждения и постоянного тока типа ДК-656А. Его устройство и общий вид изображен на рисунке 2, а и б.

У электродвигателя ДК-656А постоянного тока и смешанного возбуждения, устанавливаемого на троллейбусах, при скорости вращения 1800 об/мин мощность составляет 3 киловатта, номинальное напряжение равно 550 вольт, длительный допускаемый ток равен 7,5 ампер. У электродвигателя ДК-656А имеется независимая вентиляция с расходом воздуха, равным 2 м3/мин. Общая масса двигателя равна 110 килограмм.

Устройство электродвигателя ДК-656А, применяемого для генератора и вентилятора троллейбуса (продольный разрез)

Устройство электродвигателя ДК-656А, применяемого для генератора и вентилятора троллейбуса (поперечный разрез)

Рис. 2. Устройство электродвигателя ДК-656А, применяемого для генератора и вентилятора троллейбуса: а — продольный разрез; б — поперечный разрез.

Сердечник 14 якоря электродвигателя ДК-656А троллейбуса имеет диаметр 160 миллиметров и длину 125 миллиметров. Он напрессован на вал 24, имеющий диаметр 38 миллиметров. У сердечника электродвигателя ДК-656А есть 27 пазов 29, размеры которых составляют 7 × 25 миллиметров, куда уложены 1350 проводников 30. В каждый паз уложено 10 сторон секций, имеющий общее число 50 эффективных проводников 30 (у каждой секции пять оборотов); параллельных проводов две штуки.

У якоря электродвигателя ДК-656А, устанавливаемого на троллейбусах, обмотка имеет волновой тип (по пазам шаг равен 2–7). Она изготовлена из медного провода с диаметром 0,83 миллиметра марки ПЭЛШО. В пазах обмотка удерживается с помощью бандажей 15, выполненных из стальной проволоки. При температуре 20 °C сопротивление обмотки якоря электродвигателя ДК-656А троллейбуса равно 1,78 Ом. Диаметр коллектора якоря двигателя ДК-656А составляет 147 миллиметров. В его состав входят 135 коллекторных пластин 10. Устройство коллектора такое же, как у электрического двигателя ДК-653А троллейбуса.

У электродвигателя ДК-656А троллейбуса на каждом из 4-х сердечников 13 главных полюсов находятся параллельные 23 и последовательные 22 обмотки возбуждения. С помощью четырех болтов 11 к остову 12 прикреплены сердечники 13 главных полюсов. У дополнительных полюсов электродвигателя ДК-656А есть только последовательная обмотка 25. На остове 12 сердечники 26 дополнительных полюсов установлены при помощи болтов 27.

У каждого из полюсов электродвигателя ДК-656А троллейбуса параллельная обмотка 23 изготовлена из 4000 витков провода из меди. При температуре 20 °C сопротивление параллельной обмотки возбуждения равно 1550 Ом. Между собой обмотки параллельного возбуждения полюсов соединены последовательно. В обмотке параллельного возбуждения максимальный ток равен 0,475 ампер.

Все части: 1 | 2 | 3 | 4