Методы проведению операций сборки кузова автомобиля – Часть 5 из 5: Выбор баз для сборочных единиц и основной сборки корпуса, самоустановка деталей

Автомобиль

Еще одной существенной проблемой при операциях сборки кузова автомобиля является выбор баз для сборочных единиц и для основной сборки корпуса.

При сборке кузова автомобиля наиболее целесообразным является использование самоустановки деталей (рис. 8). Наличие соответствующих отверстий или углублений в деталях кузова устраняет потребность в оснастке. Фиксаторы, однако, всегда необходимы. Это нужно учитывать, предусматривая отверстия или отбортовки, определяющие положение деталей сборочной единицы в сварочном приспособлении (рис. 9).

Взаимное положение деталей 1 и 2 кузова автомобиля при сборке: a – требующее приспособление для фиксации; b – самофиксирующееся

Рис. 8. Взаимное положение деталей 1 и 2 кузова автомобиля при сборке: a – требующее приспособление для фиксации; b – самофиксирующееся.

Фиксаторы деталей кузова автомобиля в сварочном приспособлении при сборке: a – штырь; b – ограничитель; c – опорная поверхность

Рис. 9. Фиксаторы деталей кузова автомобиля в сварочном приспособлении при сборке: a – штырь; b – ограничитель; c – опорная поверхность.

База при составлении из сборочных единиц корпуса кузова автомобиля определяется его компоновкой, выбранной на самой ранней стадии проекта. Так как поперечное сечение почти каждого кузова автомобиля близко к квадрату, можно, следовательно, установить три основных способа подсборки деталей, образующих стены, основание и крышу (рис. 10).

Схемы сборки корпуса кузова автомобиля: a – сборка очень трудная из-за невозможности компенсации отклонений; b – легкая вследствие компенсации отклонений в нижней сборочной единице при базовой верхней; c – легкая в результате компенсации отклонений в верхней сборочной единице при базовой нижней

Рис. 10. Схемы сборки корпуса кузова автомобиля: a – сборка очень трудная из-за невозможности компенсации отклонений; b – легкая вследствие компенсации отклонений в нижней сборочной единице при базовой верхней; c – легкая в результате компенсации отклонений в верхней сборочной единице при базовой нижней.

Наилучшим, очевидно, является такой способ сборки кузова автомобиля, при котором в наибольшей степени используется самоустановка деталей, а отклонения составляют до 2–5 мм в кузовах легковых автомобилей, кабинах и кузовах грузовых автомобилей и до 10 мм в автобусах. Величина этих отклонений зависит не только от качества изготовления деталей, но и прежде всего от того, насколько легко можно выдержать заданные размеры.

В процессе сборки корпуса кузова автомобиля следует определять трудоемкость, выражающуюся в количестве позиций. Как обычно, наиболее удобной для этого является табличная форма (табл. 1).

Таблица 1. Сборочная ведомость кузова автомобиля.
№ по пор.Название сборочной единицыВсего на кузовВесГабаритные размерыПриспособлениеВид операцииСварочная установкаЧисло точекДлина швовТрудоемкостьЧисло рабочихРабочая площадь
сборочной единицывсего на кузовстационарноепереносноестационарнаяподвесная
12345678910111213141516
                

Все части: 1 | 2 | 3 | 4 | 5