Устройство системы освещения мотоциклов М-72, ИЖ-49, К-125 и М1А «Москва»: Фары, задние фонари, подфарники, электрические лампы, предохранители, распределительная коробка П-35

Мотоцикл М-72

Мотоцикл М-72 на выставке исторической военной техники. Автор фото Stolbovsky, CC BY-SA 3.0, через Викисклад.

У мотоциклов К-125, М-72, ИЖ-49, М1А «Москва» в систему освещения входят: задний фонарь, фара, выключатели освещения, предохранители подфарники прицепной коляски.

Фары мотоциклов М1А «Москва», М-72, ИЖ-49, К-125

Фара у мотоцикла предназначена для того, чтобы освещать дорогу во время езды ночью и в тумане.

В устройство фар, которые устанавливались на советских мотоциклах ИЖ-49, М-72, М1А «Москва» и К-125, входят: корпус, представляющий собой основание, на которое монтируется рефлектор, предназначенный для того, чтобы направлять свет узким пучком; патроны, предназначенные для установки электрических ламп, стекло фары — рассеиватель, который рассеивает свет равномерно по дороге и защищает внутренности фары от грязи и влаги, и ободок.

На рис. 1. показано устройство фары мотоцикла М-72.

Устройство фары мотоцикла М-72

Рис. 1. Устройство фары мотоцикла М-72.

Фары советских мотоциклов М1А «Москва», К-125, М-72 и ИЖ-49 имели по две лампы: большую двухнитевую — на 32 и 21 свечу и стояночную — на 1 свечу. Кроме того, в фаре мотоцикла М-72 смонтирован центральный переключатель и спидометр; в фаре мотоцикла ИЖ-49 — только спидометр; в фаре мотоцикла М1А «Москва» установлен центральный переключатель, а в нижней части фары — переключатель питания с аккумуляторной батареи на генератор и обратно; фара мотоцикла К-125 не имеет дополнительных устройств.

Задний фонарь мотоциклов М1А «Москва», М-72, ИЖ-49 и К-125

Задний фонарь предназначен для того, чтобы освещать номерной знак, обозначать габариты мотоцикла и подавать сигнал движущемуся сзади транспорту.

Подфарники мотоциклов К-125, М-72, ИЖ-49 и М1А «Москва»

Подфарники обозначают габарит мотоцикла и устанавливаются, как правило, на прицепных колясках.

Электрические лампы мотоциклов М-72, ИЖ-49, К-125, М1А «Москва»

Электрические лампы (рис. 2), применяемые на мотоциклах ИЖ-49, М1А «Москва», М-72 и К-125 для освещения или сигнализации, различают:
а) по силе света — на 1, 6, 21 и 32 свечи;
б) по количеству нитей накала — одно- и двухнитевые (или одно- и двухсветные).

В колбе однонитевой лампы мотоцикла помещаются два стержня, а в двухнитевых лампах — три стержня, причем в том и другом случаях один стержень припаян к цоколю, другие же — к одному или двум изолированным контактам на торце цоколя лампы.

К стержням припаяны нити накала из тугоплавкого металла — вольфрама. В двухнитевых лампах мотоциклов К-125, ИЖ-49, М-72 и М1А «Москва» первая нить размещена в фокусе рефлектора, а вторая нить немного вынесена вперед. Когда включена первая нить, из лампы мотоцикла выходит сильный пучок параллельных лучей света, предназначенных для освещения дороги, — дальний свет.

Когда включена вторая нить, происходит уменьшение силы света, а световой поток направляется рефлектором на дорогу рядом с мотоциклом — ближний свет.

Электрическая лампа и фланцевый патрон мотоциклов ИЖ-49, М-72, К-125 и М1А «Москва»

Рис. 2. Электрическая лампа и фланцевый патрон мотоциклов ИЖ-49, М-72, К-125 и М1А «Москва».

Плавкие предохранители мотоциклов М-72, ИЖ-49, К-125 и М1А «Москва»

Плавкие предохранители служат для предохранения изоляции проводов от обгорания, а также от быстрой разрядки аккумуляторной батареи при коротком замыкании в цепи. Предохранитель мотоцикла (рис. 3) представляет собою тонкую калиброванную медную либо свинцовую проволоку, рассчитанную на определенную величину тока (2, 6, 10 или 20 А) и заключенную в стеклянную колбочку.

В случае превышения на 50% и более нормальной нагрузки предохранитель плавится, вследствие чего цепь разрывается.

Устройство выключателя зажигания и центрального переключателя мотоциклов М-72 и М1А «Москва»

Рис. 3. Устройство выключателя зажигания и центрального переключателя мотоциклов М-72 и М1А «Москва».

Распределительная коробка П-35 мотоциклов ИЖ-49 и К-125

На мотоциклах К-125 и ИЖ-49 приборы зажигания (реле-регулятор, индукционная катушка, контрольная лампа, выключатель с центральным переключателем) установлены внутри специальной коробки, которую называют распределительной. Также используют название «коробка электроприборов» (см. рисунок 4). Корпус распределительной коробки П-35 изготовляется из бакелита.

Распределительная коробка П-35 (или коробка электроприборов), устанавливаемая на мотоциклах ИЖ-49 и К-125

Рис. 4. Распределительная коробка П-35 (или коробка электроприборов), устанавливаемая на мотоциклах ИЖ-49 и К-125.

Размещенные в распределительной коробке П-35 электроприборы в цепь включаются с помощью десяти зажимов, которые установлены на специальной панели.