Для смазки мотоциклетных двигателей употребляются специальные сорта нефтяных масел, которые идут также на смазку автомобильных или авиационных двигателей.
Они принадлежат к той же группе нефтяных масел, что и цилиндровые масла, применяемые для смазки цилиндров гаревых машин, но более жидки, отличаются лучшей очисткой и потому дают при сгорании меньше нагара.
Так как все части двигателя, в том числе и стенки цилиндра, смазываются одним и тем же маслом, то первое требование, которому должно удовлетворять такое масло, состоит в том, чтобы оно выдерживало высокую температуру стенок цилиндра. Эта температура может доходить до 180—200°C.
Температура, при которой масло начинает разлагаться на свои составные части и выделять горючие газы, называется температурой вспышки. Само масло еще не загорается при этой температуре, но если поднести к его поверхности зажженную спичку, то выделяющиеся из масла газы вспыхнут.
Считаясь с нагревом стенок цилиндра, надо, следовательно, признать, что температура вспышки смазочного масла не должна быть ниже 200°C.
Далее весьма важно, чтобы при сгорании масла в цилиндре оставалось возможно меньше твердых остатков — нагара. Когда поршень опускается вниз, позади него на стенках цилиндра остается тонкая пленка масла. Так как она находится в непосредственном соприкосновении с горящими (азами, то сгорание ее неизбежно, и мы можем пожелать только одного: чтобы это сгорание было возможно полным, без остатка. Этому требованию совершенно не удовлетворяют, например, цилиндровые масла для паровых машин, дающие обильный и трудно удалимый нагар. Образование нагара неприятно не только потому, что цилиндр приходится чаще чистить, — оно оказывает непосредственное влияние и на самую работу двигателя. Поршень, покрытый нагаром, поглотает в 2½ раза больше тепла, чем чистый, а температура его примерно на 30% выше температуры последнего. Вот помету применение цилиндровых масел для мотоциклетных двигателей совершенно неприемлемо.
Итак, второе требование, предъявляемое нами к маслу, — возможно меньшее образование нагара, причем этот нагар не должен быть очень твердым, трудно удалимым.
Третье требование: масло должно быть возможно более жидким, чтобы не создавать лишнего трения, но в то же время оно должно хорошо прилипать к трущимся поверхностям, обволакивая их достаточно плотной и равномерной пленкой, не выдавливаясь из подшипника и не образуя разрывов масляной пленки. Об этих свойствах масла судят по так называемой вязкости.
Вязкость измеряют временем вытекания масла, нагретого до определенной температуры, через маленькое отверстие. Часто это время сравнивают с временем вытекания такого же количества воды и указывают относительную вязкость (по Энглеру) отвлеченным числом, например, относительная вязкость 5½ означает, что вытекание масла требует в 5½ раза больше времени, чем вытекание воды.
По номенклатуре Главнефти различные сорта автомобильных масел обозначаются номерами, например, "автол № 6", "автол № 10" и пр. Номер масла одновременно указывает его приблизительную вязкость при 50°C.
При нагревании всякое масло становится жиже, при остывании — густеет. Поэтому рекомендуется летом применять более густые сорта масла, а зимой — более жидкие.
Помимо указанных свойств масло, разумеется, не должно содержать кислот, действующих на металл.
Из масел наиболее подходящими для мотоциклетных двигателей являются авиационные масла:
Летом — марки МД (температура вспышки 250°, вязкость при 50°—23);
Зимой — марки Д-17 в чистом виде или разбавленное наполовину автолом № 6 (температура вспышки масла Д-17—245°; вязкость при 50°—19, температура застывания: — 35°).
Из автомобильных масел применяются:
Летом — автол № 10 или № 8;
Зимой — автол № 6 (при мягкой зиме можно пользоваться более густым автолом № 8, а в особо холодную погоду, наоборот, более жидким автолом № 4).
Из растительных масел может быть применяемо касторовое масло. Оно отличается высокой температурой вспышки (278°) и большой вязкостью. При неудовлетворительном качестве нефтяных масел касторовое масло следует предпочесть, несмотря на его высокую стоимость: смазка им окажется все же экономичнее, так как сохранит двигатель or быстрого износа. При морозе свыше 2° это масло следует разбавлять небольшим количеством денатурата (при морозе 2—5° достаточно 2—3% денатурата, при морозе 5—10° надо 5 — 6%, при морозе свыше 10° — от 8 до 10%). Смешивать касторовое масло с денатуратом надо в горячем виде, тщательно размешивая.
Так как касторовое масло не смешивается с нефтяными маслами, то при переходе на него необходимо предварительно опорожнить бак, картер и трубопроводы.
Расход масла на 100 км пробега по данным испытаний:
Одноцилиндровые одиночки: 300—400 см3;
Двухцилиндровые одиночки: 350—400 см3;
Двухцилиндровые с прицепкой: 450—500 см3;
Нормы расхода, указываемые в зарубежной литературе, приблизительно вдвое ниже, что объясняется, с одной стороны, иными дорожными условиями, с другой — качеством масла.
Запас масла, предназначенного для смазки, помещается в особом баке, емкостью около 2 л, который располагается на подседельной стойке рамы мотоцикла, или в отсеке бензобака, либо в специальном приливе к картеру. Из бака масло перекачивается в двигатель с помощью насоса.