Чтобы замедлить движение перед остановкой на всех троллейбусах применяется реостатное торможение электродвигателей, которое действует вместе с пневматическим.
Для реостатного торможения электродвигателей троллейбусов главным специфическим требованием является поддержание постоянной величины тормозной силы в достаточно большом диапазоне скорости с небольшим ее ограничением при переходе в области высокой скорости на реостатное торможение электродвигателей троллейбусов, чтобы не допустить на трансмиссии получения больших усилий.
Поддержание в широком диапазоне скорости постоянной тормозной силы сильно облегчает регулировку торможения электродвигателей троллейбуса, которое в некоторых случаях может происходить на одной ступени. Основной недостаток данного одноступенчатого торможения состоит в трудности реализации тормозной силы, которая будет значительной по величине. Данный недостаток в троллейбусах почти не ощутим, так как реостатное торможение, как правило, действует вместе с пневматическим.
Описанные требования для реостатного торможения электродвигателей можно выполнить разными методами встречного возбуждения двигателей при их работе в генераторном режиме, когда увеличение тока якоря двигателя вызывает снижение намагничивающей силы двигателя.
Встречное возбуждение на электродвигателях троллейбусов смешанного возбуждения достигается в автоматическом режиме при переходе на генераторный режим, так как намагничивающая сила последовательного возбуждения станет действовать против намагничивающей силы на параллельном возбуждении.
Рис. 1. Схема реостатного торможения с электродвигателем смешанного (или встречного) возбуждения, применяемая на троллейбусах.
На рис. 1 показана схема реостатного торможения с электродвигателем троллейбуса смешанного возбуждения. Для контура реостатного торможения по схеме, приведенной на рис. 1, можно написать следующее уравнение:
где r — сумма сопротивлений обмоток якоря, дополнительных полюсов и последовательной обмотки возбуждения.
Общая намагничивающая сила электрической машины в генераторном режиме определяется равенством:
Регулирование намагничивающей силы Iшwш осуществляется сопротивлением Rд.
Действие встречного возбуждения тем больше, чем больше число витков обмотки последовательного возбуждения wc и чем меньше намагничивающая сила Iшwш.
При электродвигателях последовательного возбуждения встречное возбуждение в генераторном режиме может быть достигнуто с помощью специальных схем включения.