В мотоциклетном двигателе очень важна простота конструкции. С этой точки зрения, несомненно, преимущество надо отдать боковым клапанам: механизм, управляющий клапанами, здесь наиболее прост, надежен и бесшумен; отсутствует целый ряд частей, требующих тщательной регулировки и постоянного внимания к смазке.
Поэтому, для машин дорожного типа, предназначенных для широкого пользования, боковое расположение клапанов целесообразнее. Подвесные клапаны оправдывают себя лишь в том случае, если задачей ставится достижение больших скоростей, а, следовательно, и максимальной мощности при наивысшем числе оборотов, что, конечно, имеет значение, например, при спортивных соревнованиях, но для повседневной эксплуатации машины особой роли не играет.
К тому же надо заметить, что конструкция камеры сгорания для боковых клапанов за последние годы тоже не осталась без изменений, и в нее внесено много усовершенствований, допускающих и применение повышенного сжатия, и хорошее "завихрение" всасываемой смеси и вполне удовлетворительное сгорание.
Рис. 1. Схемы всасывания смеси.
На рис. 2 представлена одна из форм головки, получившая широкое распространение в случае бокового расположения клапанов. В частности она применяется на мотоциклах Харлей-Давидсон, Индиан, М-72 и АМ-600. Сравнивая ее со старой формой головки, показанной на рис. 1, мы видим, что камера сгорания здесь весьма близка к сферической, хоть и размещена не над поршнем, а сдвинута к клапанам. Свеча помещается в центре камеры или немного ближе к выхлопному клапану, из-за чего пути распространения во все стороны пламени приблизительно одинаковы. Над клапанами предусмотрено довольно свободное пространство, чем уменьшается торможение всасываемой смеси и достигается ее завихрение. Таким образом, получаются результаты, значительно превосходящие старые конструкции.
Рис. 2. Камера сгорания типа Рикардо.