Принцип работы и устройство предохранительного клапана пневматической системы троллейбуса
В случае неисправности регулятора давления троллейбуса в пневматической системе, на головке компрессора устанавливается специальный предохранительный клапан. Его функция — защитить пневматическое оборудование от избыточного давления воздуха. Если давление в системе превышает определенное значение, предохранительный клапан срабатывает и выпускает в атмосферу сжатый воздух.
На троллейбусах ЗИУ-5 и МТБ-82 установлен предохранительный клапан, который открывает выход в атмосферу сжатому воздуху, если давление в пневматической системе больше 0,8 МН/м2 (или 8 кгс/см2). У предохранительного клапана, используемого на отечественных троллейбусах, конструкция представлена на рис. 1.
Рис. 1. Устройство предохранительного клапана пневматического оборудования аппаратов напорной системы троллейбуса.
У клапана 1 корпус оснащен отверстием 6, а также внутренней резьбой 2. Сжатый воздух попадает в отверстие 6, давит на шариковый клапан 5. В резьбу вкручивается регулировочная пробка 9 с отверстием для штока 8. Пружина 3 находится между основанием штока 4 и регулировочной пробкой, она противодействует давлению сжатого воздуха. Если давление превышает 0,8 МН/м2 (или 8 кгс/см2), клапан 5 открывается и выпускает в атмосферу излишки сжатого воздуха посредством отверстия 7. У предохранительного клапана троллейбуса регулировка включает создание соответствующего изначального давления на пружину с помощью регулировочной пробки 9. Стопорная гайка 10 фиксирует положение пробки 9.
Предохранительный клапан, как правило, устанавливается на головке или рядом с головкой компрессора. В старых моделях троллейбусов он располагался рядом с резервуарами, но в случае такой установки при замерзании воздухопровода система оказывалась изолированной от компрессора, и клапан продолжал функционировать независимо от давления воздуха в резервуарах.
Принцип работы и устройство обратного клапана пневматической системы троллейбуса
Для предотвращения возможности воздуху двигаться в обратном направлении — к компрессору от резервуаров пневматической системы троллейбуса — между ними ставят специальный обратный клапан. Этот обратный клапан пропускает воздух только в одном направлении — от компрессора к резервуарам. Как только происходит снижение давления воздуха в головке компрессора троллейбуса, и оно становится меньше, по сравнению с давлением в резервуарах, клапан автоматически закрывается, предотвращая тем самым движение воздуха в обратном направлении. Конструкция обратного клапана, который использовался на советских троллейбусах, изображена на рисунке 2.
Рис. 2. Устройство обратного клапана пневматического оборудования аппаратов напорной системы троллейбуса.
Корпус 1 обратного клапана пневматической системы троллейбуса оснащен выходным 3 и входным 5 отверстиями. Роль клапана играет кожаная шайба 11, которая расположена в основании штока 7 и закреплена при помощи винта с гайкой 6. К седлу 2 клапана кожаную шайбу 11 прижимает пружина 10. Воздух, выходящий из компрессора и попадающий в камеру 4, преодолевает своим давлением сопротивление пружины и поднимает вверх кожаный клапан. Таким образом, воздух проходит к резервуарам троллейбуса через образующийся зазор, а также выходное отверстие в корпусе клапана.
После того, как компрессор троллейбуса прекращает работу, происходит прижатие клапана к седлу при помощи пружины 10, а также давления сжатого воздуха из резервуаров, исключая возможность обратного движения воздуха. Это также предотвращает утечку воздуха посредством системы клапанов компрессора в периоды, когда он не работает. Пружина клапана защищена крышкой 9, закрепленной гайкой 8.
Изготовление рукавных фильтров. Купить рукавные фильтры ТЕКС.