Мотоцикл М-72.
Коробка передач мотоцикла М-72 – четырехступенчатая, с постоянным зацеплением шестерен и передвижными муфтами. Картер 7 (рис. 1) коробки передач из алюминиевого сплава крепится болтами к картеру маховика, отлитого вместе с картером двигателя. Для фиксации правильного положения картеров относительно друг друга картер коробки передач со стороны, обращенной к двигателю, имеет ребра 20 и одну шпильку 25.
Передняя стенка картера коробки передач мотоцикла М-72 с правой стороны имеет отверстие для стопора и окно, закрытое крышкой 26, отлитой также из алюминиевого сплава. Крышка на бумажной прокладке крепится к картеру винтами. Крышка имеет отверстие 2 для шарикового подшипника ведомого вала, которое также закрыто крышкой 1, имеющей с внутренней стороны пазы для подвода масла к ведомому валу.
Рис. 1. Устройство коробки передач мотоцикла М-72: 1 – крышка окна; 2 – отверстие для шарикоподшипника; 3 – шарикоподшипник; 4 – регулирующие прокладки; 5 – крышка боковая; 6 – отверстие в крышке; 7 – картер; 8 – шарикоподшипник; 9 – прилив с левой стороны картера; 10 – втулка вала пускового механизма; 11 – сальник; 12 – шайба; 13 – стальная втулка; 14 – крышка прилива 9; 15 – роликовый подшипник; 16 – пробка буфера пускового механизма; 17 – крон штейн пружины; 18 – спускная пробка; 19 – сливное отверстие; 20 – ребра картера; 21 – шарикоподшипник; 22 – отверстие для вала пускового механизма; 23 – втулка для отверстия 22; 24 – отверстие для валика переключения; 25 – шпильки; 26 – крышка; 27 – гнездо для подшипника.
У мотоцикла М-72 в коробке передач между крышкой и наружной обоймой подшипника 3 установлены регулирующие прокладки. Крышка устанавливается на бумажной прокладке и крепится винтами. В гнездо 27 установлен шариковый подшипник 21 ведущего вала, а в отверстие 22 входит вал пускового механизма и отогнутый конец пружины. Отверстие закрыто втулкой 23, прикрепленной болтами, под которую проложена бумажная прокладка. С внутренней стороны втулки сделано отверстие для вала, а сбоку – маленькое отверстие для конца пружины.
В отверстие 24 входит валик вилок переключения. Картер коробки передач в мотоцикле М-72 со стороны, обращенной к заднему колесу мотоцикла, имеет гнездо для шарикового подшипника 8 ведомого вала, гнездо для стальной втулки 13 роликового подшипника 15 ведущего вала и гнездо для пускового механизма. В это гнездо снаружи вставлена втулка 10 со сквозным отверстием для валика, на которой установлены сальник 11 и шайба 12. Втулка, сальник и шайба крепятся к картеру коробки винтами.
С правой стороны картера коробки передач мотоцикла М-72 сделано окно, закрываемое крышкой 5 из алюминиевого сплава, которая крепится винтами на бумажной прокладке. В крышке сделано отверстие 6 для валика сектора переключения передач. Другой конец валика проходит через отверстие левого прилива 9, закрываемого крышкой 14 с прокладкой. Крышка крепится к картеру коробки болтами. В приливе 9 помещается механизм ножного переключения передач мотоцикла М-72.
Сверху картер коробки имеет пустотелый прилив, в верхнее отверстие которого вставлен воздухоочиститель, а по бокам – отверстия для воздухопроводов карбюраторов мотоцикла М-72. Справа от прилива выполнено отверстие для привода спидометра. Снизу в картере коробки передач сделано несколько отверстий: отверстие с резьбой для спускной пробки 18; отверстие с резьбой для буфера пускового механизма, закрываемое пробкой 16, имеющей сферический выступ с проточкой для пружины ножного тормоза мотоцикла; отверстие с нарезкой для кронштейна пружины подставки и сливное отверстие 19 для слива масла из картера сцепления.