Мотоцикл М-72.
Работа механизма переключения передач мотоцикла М-72 состоит в передвижении муфт 11 (см. рис. 3) по шлицам ведомого вала, что осуществляется следующим образом: при повороте валика 9 сектор 7 переключения своими фигурными вырезами 5 скользит по пальцам 14 втулок. Когда по пальцу скользит прямой вырез сектора, то втулка 13 по валику не передвигается, а если скользит фигурный вырез, то втулка начнет перемещаться.
Одновременное перемещение втулок в этой конструкции механизма для переключения передач у мотоцикла М-72 исключено из-за расположения прямых вырезов в разных плоскостях, т. е. когда один палец втулки стоит в прямом вырезе, то другой в это время стоит в фигурном вырезе. Вращение валика 9 осуществляется или рычагом, или ножной педалью. Рычаг имеет пять положений. При отклонении рычага назад, до конца, включается первая передача мотоцикла М-72, а при движении вперед последовательно включаются вторая, третья и четвертая. Нейтральное положение рычага (холостой ход) получают при положении рычага между первой и второй передачами.
Рис. 3. Устройство механизма ручного переключения передач мотоцикла М-72: 1 – валик; 2 – клин рычага; 3 – ручной рычаг переключения; 4 – шарик стопора; 5 – фигурные вырезы; 6 – боковая крышка; 7 – сектор; 8 – пружина; 9 – валик стопора; 10 – храповик; 11 – муфта; 12 – вилки втулок; 13 – втулки; 14 – пальцы втулок.
Посредством рычага можно включать передачи в коробке передач мотоцикла М-72 не только последовательно, но и в любых вариантах, т. е. с низшей сразу перейти на высшую и наоборот. Основное назначение рычага – установка шестерен коробки в нейтральное положение. При пользовании ножной педалью переключение передач происходит только в очередной последовательности. При нажатии на педаль вниз до упора (от нейтрального положения) включается первая передача мотоцикла М-72, а при поднятии педали вверх до упора включается вторая и при следующих поднятиях – третья и четвертая передачи. После опускания или поднятия педали она снова становится в свое первоначальное положение. Переход с высшей передачи на низшую происходит последовательными нажимами на педаль вниз.
Нейтральное положение в коробке передач мотоцикла М-72 получают при поднятии педали немного вверх по отношению к положению при первой передаче или опусканием ниже по положению, соответствующему второй передаче. Работа ножного механизма переключения у мотоцикла М-72 следующая: когда опускают или поднимают педаль, она поворачивает кривошип; при этом одна из его собачек упирается в зуб храповика правой или левой стороны, поворачивая храповик и его валик.
Поворот храповика происходит до тех пор, пока собачка не упрется в упорный винт (винты ввернуты сбоку картера механизма переключения передач мотоцикла М-72). Когда после включения передачи педаль будет отпущена, возвратная пружина устанавливает кривошип в его исходное положение, при этом для предупреждения поворота храповика в обратную сторону собачка отводится шайбой выключения, по выступу которой скользит собачка.
Рис. 4. Устройство механизма ножного переключения передач мотоцикла М-72: 1 – валик переключения; 2 – стальная шайба; 3 – храповик; 4 – собачка; 5 – упор для пружины; 6 – ось; 7 – возвратная пружина; 8 – крышка; 9 – рычаг; 10 – вырез рычага; 11 – педаль; 12 – ось педали; 13 – кривошип; 14 – пружина собачек.
В коробке передач мотоцикла М-72 все шестерни ведущего вала всегда находятся в зацепленном состоянии с шестернями ведомого вала. При работающем двигателе мотоцикла и включенном сцеплении вращается вместе с шестернями ведущий вал, а также шестерни ведомого вала; однако поскольку последние установлены на бронзовых втулках, они не передают усилия на ведомый вал, и он не вращается. Такое положение соответствует холостому ходу коробки передач.
Включение какой-либо передачи на мотоцикле М-72 осуществляется передвижением муфт по шлицам и соединением выступов муфты с отверстиями шестерни (для первой и второй передач) или соединением отверстий муфты с выступами шестерни (для третьей и четвертой передач). Шестерня, соединенная с муфтой, будет передавать усилие через муфту на ведомый вал, а с него через главную передачу на ведущее колесо мотоцикла.