Устройство коробки передач мотоцикла М-72 – Часть 3 из 4: Механизмы ручного и ножного переключения передач

Мотоцикл М-72

Мотоцикл М-72. Автор фото Andrzej Otrębski, CC BY-SA 3.0, через Викисклад.

У мотоцикла М-72 в состав механизма ручного переключения передач входит валик 1 (см. рисунок 3), который жестко закреплен в картере. На этом валике установлены свободно втулки 13, которые имеют вилки 12, а также пальцы 14. Вилки заходят в канавки, принадлежащие муфтам переключения 11. Пальцы заходят в фигурные вырезы 5, принадлежащие сектору 7 переключения. У сектора по наружной дуге выполнено пять фигурных выемок, куда шарик 4 стопора может входить. Сектор прикреплен при помощи сварки к валику 9. Валик установлен поперек коробки, а правый его конец пропущен сквозь отверстие у боковой крышки, где установлен сальник.

У мотоцикла М-72 в механизме ручного переключения передач между сектором и крышкой 6 располагается пружина 8, которая прижимает к втулкам переключения сектор. На конец валика, который выходит из крышки, смонтирован ручной рычаг 3 для переключения передач мотоцикла М-72. С помощью клиновидного болта 2 рычаг крепится на валике. Болт проходит сквозь отверстие рычага и находится в прижатом состоянии к лыске валика.

Устройство механизма ручного переключения передач мотоцикла М-72: 1 – валик; 2 – клин рычага; 3 – ручной рычаг переключения; 4 – шарик стопора; 5 – фигурные вырезы; 6 – боковая крышка; 7 –  сектор; 8 – пружина; 9 – валик стопора; 10 – храповик; 11 – муфта; 12 – вилки втулок; 13 – втулки; 14 – пальцы втулок

Рис. 3. Устройство механизма ручного переключения передач мотоцикла М-72: 1 – валик; 2 – клин рычага; 3 – ручной рычаг переключения; 4 – шарик стопора; 5 – фигурные вырезы; 6 – боковая крышка; 7 – сектор; 8 – пружина; 9 – валик стопора; 10 – храповик; 11 – муфта; 12 – вилки втулок; 13 – втулки; 14 – пальцы втулок.

У валика другой его конец имеет форму квадрата, который заходит в отверстие храповика 10, принадлежащего ножному переключению передач.

В состав механизма ножного переключения передач мотоцикла М-72 входит шайба 2 (см. рисунок 4) из стали, которая прикреплена при помощи винтов к картеру, а также храповик 3, который с валиком переключения 1 находится в соединении, и кривошип 13, у которого на осях располагаются две собачки 4 и пружина разжимная 14. С другой стороны кривошипа есть упор 5, предназначенный для возвратной пружины 7, а также ось 6.

В механизме ножного переключения передач мотоцикла М-72 своими отогнутыми концами возвратная пружина 7 упирается в упор, принадлежащий крышке 8. В отверстия крышки на бронзовой втулке установлена ось 6 кривошипа. На шпонке на выходящий конец оси закрепляется рычаг 9, у которого есть продольный вырез 10. В данный вырез заходит палец от педали 11. Своей осью 12 педаль стоит в нижнем отверстии крышки и от продольного смещения удерживается при помощи шплинта и шайбы.

Устройство механизма ножного переключения передач мотоцикла М-72: 1 – валик переключения; 2 – стальная шайба; 3 –  храповик; 4 –  собачка; 5 – упор для пружины; 6 – ось; 7 –  возвратная пружина; 8 – крышка; 9 –  рычаг; 10 – вырез рычага; 11 – педаль; 12 –  ось педали; 13 – кривошип; 14 – пружина собачек

Рис. 4. Устройство механизма ножного переключения передач мотоцикла М-72: 1 – валик переключения; 2 – стальная шайба; 3 – храповик; 4 – собачка; 5 – упор для пружины; 6 – ось; 7 – возвратная пружина; 8 – крышка; 9 – рычаг; 10 – вырез рычага; 11 – педаль; 12 – ось педали; 13 – кривошип; 14 – пружина собачек.

Все части: 1 | 2 | 3 | 4