Мотоцикл М1А «Москва».
При эксплуатации мотоцикла цепь работает на растяжение и все время подвержена многократным ударам со стороны зубцов ведущей звездочки, благодаря чему ее боковые пластины как внутренних, так и наружных звеньев удлиняются; одновременно вырабатываются отверстия в пластинках для втулок и срабатываются втулки, ролики и цапфы. Все вместе взятое дает общее удлинение цепи мотоцикла и ее провисание, что приводит к неправильной работе цепи и выражается в соскакивании и набегании цепи на зубья звездочек; при этом цепь бьет по щиткам и может разорваться. Для уменьшения износа цепей и удлинения срока их работы необходим уход за ними.
Уход за цепью мотоциклов ИЖ-49, ИЖ-350, М1А «Москва», К-125 и К1Б (К-1Б) «Киевлянин» необходимо производить через каждую 1000 км пробега. При этом цепь рекомендуется снять. Для этого, повертывая заднее колесо, находят замковое звено, снимают его пружину, боковую пластинку и вынимают звено. Эту операцию рекомендуется производить, когда замок цепи находится на звездочке ведущего колеса.
Уход за цепью заключается в следующем: снятую цепь мотоциклов ИЖ-49, ИЖ-350, К-125, М1А «Москва» и К-1Б (К1Б) «Киевлянин» чистят от грязи, затем промывают несколько раз в керосине и насухо вытирают. После этого цепь опускают в сосуд с расплавленной графитовой мазью и там несколько раз поворачивают для проникновения смазки во все соединения. Графитовую мазь надо плавить в водяном баке – нагревать мазь с цепью на открытом огне нельзя, так как это нарушает термообработку, которой был подвергнут материал мотоциклетной цепи. Вынутую из мази цепь держат над сосудом, дают мази стечь и, вытерев насухо, одевают на соответствующие звездочки.
Рис. 1. Определение стрелы провисания цепи мотоциклов ИЖ-49, ИЖ-350, К-125, М1А «Москва» и К1Б (К-1Б) «Киевлянин».
После того, как уход за цепью мотоцикла выполнен, цепь ставят на место. Порядок постановки цепи мотоцикла – обратный ее снятию. Разрез замка должен быть обращен в сторону, обратную движению цепи. После постановки цепи мотоциклов ИЖ-350, ИЖ-49, К-125, К-1Б (К1Б) «Киевлянин» и М1А «Москва» проверяют ее провисание, которое должно быть в пределах 12-15 мм. Для более точного определения провисания надо на звездочку коробки передач и звездочку ведущего колеса положить жесткую линейку (рис. 1) и замерить на середине провисание верхней ветви цепи. Если провисание цепи мотоцикла больше или меньше положенного, то натяжение цепи необходимо отрегулировать.