Устройство и принцип работы четырехступенчатой коробки передач мотоцикла ИЖ-49

Мотоцикл ИЖ-49

Мотоцикл ИЖ-49 во Владивостокском музее автомотостарины. Автор фото Andshel, CC BY-SA 3.0, через Викисклад.

Устройство четырехступенчатой коробки передач мотоцикла ИЖ-49

Четырехступенчатая коробка передач мотоцикла ИЖ-49 с постоянным зацеплением шестерен расположена в общем картере с двигателем и сцеплением. В устройство коробки передач мотоцикла ИЖ-49 входят (см. рисунок 1) восемь шестерен, промежуточный, вторичный и первичный валы, а также механизм переключения передач.

Устройство коробки передач мотоцикла ИЖ-49

Рис. 1. Устройство коробки передач мотоцикла ИЖ-49.

Первичный вал (ведущий) коробки передач мотоцикла ИЖ-49 является пустотелым. В его устройство входит шток выключения сцепления, находящийся у него внутри. Вращение первичного вала происходит на одном шариковом подшипнике, который смонтирован в картере на левой половине, а также на двух втулках из бронзы, которые смонтированы внутри вторичного вала.

У первой передачи мотоцикла ИЖ-49 шестерня выполнена как единое целое с первичным валом коробки. На валу свободно размещена шестерня второй передачи, у которой с торца есть кулачки, а также на шлицах подвижно каретка-шестерня первичного вала коробки передач мотоцикла ИЖ-49, которая является шестерней третьей передачи. Каретки шестерни — это шестерни, которые могут перемещаться в осевом направлении на валу. В виде торцовых кулачков с кареткой-шестерней третьей передачи коробки мотоцикла за одно целое выполнены муфты включения четвертой и второй передач.

Вторичный вал коробки передач мотоцикла ИЖ-49 также является пустотелым. Он изготовлен за одно целое с шестерней.

На промежуточном валу коробки передач мотоцикла ИЖ-49 имеются шлицы. На нем размещены четыре шестерни: шестерня первой передачи — свободно, каретка-шестерня промежуточного вала — подвижно на шлицах. Последняя является шестерней второй передачи коробки мотоцикла ИЖ-49. В виде торцовых кулачков как единое целое с кареткой-шестерней второй передачи сделаны муфты включения третьей и первой передач мотоцикла. Свободно установлена шестерня третьей передачи. Самой последней на шлицах вала размещается шестерня постоянного зацепления.

Устройство механизма переключения передач

В устройство механизма переключения передач мотоцикла ИЖ-49 (см. рисунок 2) входят валик переключения передач, у которого есть 2 фигурных паза, используемых для штифтов, и две вилки переключения передач в комплекте с валками (вилка 1-ой, 3-ей передач, вилка 2-ой, 4-ой передач).

Устройство механизма переключения передач мотоцикла ИЖ-49

Рис. 2. Устройство механизма переключения передач мотоцикла ИЖ-49.

У механизма переключения передач мотоцикла ИЖ-49 привод осуществляется с помощью ручного рычага, который находится у бензобака справа, или с помощью ножной педали, находящейся у картера коробки передач слева.

Ручным рычагом на мотоцикле ИЖ-49 можно включить сразу любую передачу.

При переводе рычага для включения какой-либо передачи на мотоцикле ИЖ-49 рычаг посредством тяги поворачивает рычажок, а рычажок — сектор-храповик, находящийся в зацеплении с зубьями валика переключения передач.

Педалью ножного переключения передач на мотоцикле ИЖ-49 можно за один нажим включить только соседнюю передачу.

При подъеме или опускании педали на мотоцикле ИЖ-49 происходит поворачивание валика с державкой двух собачек, из которых одна входит с храповиком сектора в зацепление и его поворачивает, а последний осуществляет поворот валика переключения передач.

Передача усилий в коробке передач

Передача усилий в коробке передач мотоцикла ИЖ-49 происходит следующим образом.

Первая передача в коробке мотоцикла ИЖ-49 включается передвижением каретки-шестерни промежуточного вала влево, кулачки каретки входят в окна шестерни 1-й передачи. Усилие передается так: первичный вал, шестерня 1-ой передачи первичного вала коробки, шестерня 1-ой передачи промежуточного вала коробки мотоцикла, каретка-шестерня, промежуточный вал коробки передач, шестерни постоянного зацепления, вторичный вал.

Вторая передача в коробке мотоцикла ИЖ-49 включается передвижением каретки-шестерни первичного вала влево; кулачки каретки зацепляются с кулачками шестерни 2-ой передачи первичного вала коробки передач. Усилие передается так: первичный вал коробки, каретка-шестерня первичного вала, шестерня 2-ой передачи, каретка-шестерня промежуточного вала коробки, промежуточный вал коробки, шестерни постоянного зацепления, вторичный вал коробки мотоцикла.

Третья передача в коробке мотоцикла ИЖ-49 включается передвижением каретки-шестерни промежуточного вала коробки передач вправо, кулачки каретки зацепляются с кулачками шестерни 3-ей передачи. Усилие передается так: первичный вал, каретка-шестерня первичного вала коробки, шестерня 3-й передачи промежуточного вала, каретка-шестерня промежуточного вала коробки, промежуточный вал коробки, шестерни постоянного зацепления, вторичный вал.

Четвертая передача в коробке мотоцикла ИЖ-49 включается передвижением каретки-шестерни первичного вала вправо, кулачки каретки входят и зацепление с кулачками шестерни вторичного вала. Усилие передается так: первичный вал, каретка-шестерня, шестерня вторичного вала коробки, вторичный вал.

Гз электропривод завод продукция электропривод zadvizhka-s-elektroprivodom.ru.