Мотоцикл ИЖ-49 во Владивостокском музее автомотостарины.
Устройство четырехступенчатой коробки передач мотоцикла ИЖ-49
Четырехступенчатая коробка передач мотоцикла ИЖ-49 с постоянным зацеплением шестерен расположена в общем картере с двигателем и сцеплением. В устройство коробки передач мотоцикла ИЖ-49 входят (см. рисунок 1) восемь шестерен, промежуточный, вторичный и первичный валы, а также механизм переключения передач.
Рис. 1. Устройство коробки передач мотоцикла ИЖ-49.
Первичный вал (ведущий) коробки передач мотоцикла ИЖ-49 является пустотелым. В его устройство входит шток выключения сцепления, находящийся у него внутри. Вращение первичного вала происходит на одном шариковом подшипнике, который смонтирован в картере на левой половине, а также на двух втулках из бронзы, которые смонтированы внутри вторичного вала.
У первой передачи мотоцикла ИЖ-49 шестерня выполнена как единое целое с первичным валом коробки. На валу свободно размещена шестерня второй передачи, у которой с торца есть кулачки, а также на шлицах подвижно каретка-шестерня первичного вала коробки передач мотоцикла ИЖ-49, которая является шестерней третьей передачи. Каретки шестерни — это шестерни, которые могут перемещаться в осевом направлении на валу. В виде торцовых кулачков с кареткой-шестерней третьей передачи коробки мотоцикла за одно целое выполнены муфты включения четвертой и второй передач.
Вторичный вал коробки передач мотоцикла ИЖ-49 также является пустотелым. Он изготовлен за одно целое с шестерней.
На промежуточном валу коробки передач мотоцикла ИЖ-49 имеются шлицы. На нем размещены четыре шестерни: шестерня первой передачи — свободно, каретка-шестерня промежуточного вала — подвижно на шлицах. Последняя является шестерней второй передачи коробки мотоцикла ИЖ-49. В виде торцовых кулачков как единое целое с кареткой-шестерней второй передачи сделаны муфты включения третьей и первой передач мотоцикла. Свободно установлена шестерня третьей передачи. Самой последней на шлицах вала размещается шестерня постоянного зацепления.
Устройство механизма переключения передач
В устройство механизма переключения передач мотоцикла ИЖ-49 (см. рисунок 2) входят валик переключения передач, у которого есть 2 фигурных паза, используемых для штифтов, и две вилки переключения передач в комплекте с валками (вилка 1-ой, 3-ей передач, вилка 2-ой, 4-ой передач).
Рис. 2. Устройство механизма переключения передач мотоцикла ИЖ-49.
У механизма переключения передач мотоцикла ИЖ-49 привод осуществляется с помощью ручного рычага, который находится у бензобака справа, или с помощью ножной педали, находящейся у картера коробки передач слева.
Ручным рычагом на мотоцикле ИЖ-49 можно включить сразу любую передачу.
При переводе рычага для включения какой-либо передачи на мотоцикле ИЖ-49 рычаг посредством тяги поворачивает рычажок, а рычажок — сектор-храповик, находящийся в зацеплении с зубьями валика переключения передач.
Педалью ножного переключения передач на мотоцикле ИЖ-49 можно за один нажим включить только соседнюю передачу.
При подъеме или опускании педали на мотоцикле ИЖ-49 происходит поворачивание валика с державкой двух собачек, из которых одна входит с храповиком сектора в зацепление и его поворачивает, а последний осуществляет поворот валика переключения передач.
Передача усилий в коробке передач
Передача усилий в коробке передач мотоцикла ИЖ-49 происходит следующим образом.
Первая передача в коробке мотоцикла ИЖ-49 включается передвижением каретки-шестерни промежуточного вала влево, кулачки каретки входят в окна шестерни 1-й передачи. Усилие передается так: первичный вал, шестерня 1-ой передачи первичного вала коробки, шестерня 1-ой передачи промежуточного вала коробки мотоцикла, каретка-шестерня, промежуточный вал коробки передач, шестерни постоянного зацепления, вторичный вал.
Вторая передача в коробке мотоцикла ИЖ-49 включается передвижением каретки-шестерни первичного вала влево; кулачки каретки зацепляются с кулачками шестерни 2-ой передачи первичного вала коробки передач. Усилие передается так: первичный вал коробки, каретка-шестерня первичного вала, шестерня 2-ой передачи, каретка-шестерня промежуточного вала коробки, промежуточный вал коробки, шестерни постоянного зацепления, вторичный вал коробки мотоцикла.
Третья передача в коробке мотоцикла ИЖ-49 включается передвижением каретки-шестерни промежуточного вала коробки передач вправо, кулачки каретки зацепляются с кулачками шестерни 3-ей передачи. Усилие передается так: первичный вал, каретка-шестерня первичного вала коробки, шестерня 3-й передачи промежуточного вала, каретка-шестерня промежуточного вала коробки, промежуточный вал коробки, шестерни постоянного зацепления, вторичный вал.
Четвертая передача в коробке мотоцикла ИЖ-49 включается передвижением каретки-шестерни первичного вала вправо, кулачки каретки входят и зацепление с кулачками шестерни вторичного вала. Усилие передается так: первичный вал, каретка-шестерня, шестерня вторичного вала коробки, вторичный вал.
Гз электропривод завод продукция электропривод zadvizhka-s-elektroprivodom.ru.