Управление подачей топлива при числе оборотов коленчатого вала от 400–500 до 1950–2050 об/мин
Во время перехода с режима малых оборотов холостого хода на режим работы под нагрузкой водитель, нажимая на педаль, увеличивает подачу топлива и число оборотов в минуту коленчатого вала дизельных двигателей ЯАЗ-204, ЯАЗ-206 начинает возрастать. По достижении 800–900 об/мин буртик стакана 4 пружины малых оборотов упрется в торец гильзы 3 пружины больших оборотов, а хвостовая часть тяжелых грузов 25 в ступицу 28.
Дальнейшему расхождению тяжелых грузов препятствует ступица, а расхождению легких грузов — пружина 31 больших оборотов центробежного регулятора оборотов, так как сила, с которой она действует на эти грузы, по величине значительно превышает силу, требующуюся для их удержания в этом интервале чисел оборотов на постоянном расстоянии от вала 29. Поэтому автоматическое действие центробежного регулятора оборотов прекращается и управление подачей топлива осуществляется только нажатием на педаль.
Когда водитель дизельного автомобиля нажимает на педаль, кривошип 8 повертывается против часовой стрелки, вызывая поворот дифференциального рычага вокруг пальца 6 также против часовой стрелки; посредством тяги 27 и валика 33 рейки перемещаются в сторону увеличения подачи топлива (вдвигаются в корпуса насосов-форсунок). Отпускание педали вызывает движение всех указанных деталей в противоположном направлении и рейки перемещаются в сторону снижения подачи топлива.
Рис. 1. Устройство центробежного регулятора оборотов дизельных двигателей ЯАЗ-204, ЯАЗ-206: 2 — гайка; 1 — регулировочный винт; 4 — стакан пружины малых оборотов; 3 — гильза пружины больших оборотов дизельного двигателя; 6 — палец двуплечего рычага; 5 — прилив корпуса центробежного регулятора оборотов; 8 — кривошип; 7 — палец кривошипа; 10 и 11 — рычаги; 9 — палец; 13 — рычаг кулисы; 12 — кулиса; 15 — вырез кулисы; 14 — винт буферный; 17 — дифференциальный рычаг; 16 — уступ выреза кулисы; 19 — подшипник упорный шариковый; 18 — двуплечий рычаг; 21 — валик вилки; 20 — вилка; 23 — выступ тяжелого груза; 22 — втулка подвижная; 25 — тяжелый груз; 24 — лапка легкого груза; 27 — тяга; 26 — легкий груз; 29 — вал центробежного регулятора оборотов; 28 — ступица; 31 — пружина больших оборотов дизельного двигателя; 30 — ось грузов; 33 — валик для управления рейками насосов форсунок; 32 — пружина малых оборотов дизельного двигателя.
У новых дизельных двигателей ЯАЗ-204, ЯАЗ-206 для снижения на период обкатки максимальной мощности, поворот дифференциального рычага в сторону увеличения подачи топлива ограничен винтом, ввернутым в стенку корпуса центробежного регулятора оборотов. Этот винт по окончании обкатки вывертывают.
Работа регулятора оборотов дизельных двигателей ЯАЗ-204, ЯАЗ-206 на режиме максимальных оборотов
Если число оборотов в минуту коленчатого вала дизельного двигателя начинает превышать предельно допустимое (1950–2050 об/мин), сила, с которой действует на легкие грузы 26 пружина 31 больших оборотов, окажется недостаточной для их удержания на окружности. Грузы в центробежном регуляторе оборотов начнут расходиться, сжимая пружину и повертывая против часовой стрелки двуплечий рычаг, а рычаг дифференциальный вокруг оси пальца 7 по часовой стрелке, вследствие чего рейки будут передвинуты в сторону снижения подачи топлива и число оборотов снизится. При сжатии пружины больших оборотов ее гильза 3 перемещается (скользит) в направляющих отверстиях прилива под номером 5 корпуса центробежного регулятора оборотов и гайки 2.
Предельное число оборотов коленчатого вала дизельного двигателя на режиме наибольших оборотов зависит от силы натяжения пружины больших оборотов. Натяжение регулируют изменением толщины набора прокладок, помещенных под буртиком гайки 2, ввернутой в отверстие стенки корпуса центробежного регулятора оборотов.
Остановка дизельных двигателей ЯАЗ-204, ЯАЗ-206
Для того чтобы остановить дизельный двигатель, водитель отпускает педаль управления подачей топлива и с помощью кнопки служебной остановки и троса повертывает по часовой стрелке рычаг 13 с кулисой 12. Вследствие этого палец 9 сходит с уступа 15 выреза кулисы, а также рычаг 11 получает возможность перемещения до конца выреза. При этом кривошип дополнительно поворачивает дифференциальный рычаг из положения, которое он занимает при малых оборотах холостого хода дизельного двигателя, по часовой стрелке и рейки насосов-форсунок устанавливаются в положение нулевой подачи. Вследствие прекращения подачи топлива дизельный двигатель останавливается.