Шестицилиндровый дизельный двигатель ЯМЗ-236.
В устройство четырехтактного шестицилиндрового дизельного двигателя ЯМЗ-236, устанавливаемого на автомобилях МАЗ-500, MA3-503, МАЗ-504 (см. рисунок 1), входят те же основные механизмы и системы, что и в устройство четырехтактного карбюраторного двигателя, исключая систему зажигания, которая у дизелей отсутствует.
Устройство газораспределительного и кривошипно-шатунного механизмов и систем охлаждения и смазки дизельного двигателя ЯМЗ-236 в основном такое же, как у четырехтактных карбюраторных двигателей.
Цилиндры дизельного двигателя ЯМЗ-236 расположены в два ряда (V-образное расположение), что характерно для большинства современных многоцилиндровых двигателей; такое расположение цилиндров позволяет сократить длину дизельного двигателя и соответственно увеличить полезный объем кузова при тех же габаритных размерах автомобиля. Верхние клапаны (размещенные в головках цилиндров дизельного двигателя ЯМЗ-236), приводятся в действие от распределительного вала при помощи роликовых толкателей, штанг и коромысел.
Рис. 1. Устройство дизельного двигателя ЯМЗ-236 (поперечный разрез): 1 — масляный насос; 2 и 10 — правый и левый ряды цилиндров; 3 — выпускной трубопровод; 4 — форсунка; 5 — штанга; 6 — коромысло; 7 — впускной трубопровод; 8 — топливный насос высокого давления; 9 — воздушный фильтр; 11 — качающийся роликовый толкатель; 12 — распределительный вал.
Устройство системы охлаждения имеет закрытый жидкостный тип, с циркуляцией жидкости принудительным способом и регулированием теплового режима при помощи термостатов и шторки радиатора. В устройство системы смазки входят фильтр грубой очистки, центробежный фильтр тонкой очистки масла и воздушно-масляный радиатор.
Восьмицилиндровый дизельный двигатель ЯМЗ-238, устанавливаемый на трехосных грузовых автомобилях КрАЗ-257, КрАЗ-256, унифицирован с шестицилиндровым дизельным двигателем ЯМЗ-236 по ряду деталей: поршням, гильзам цилиндров, клапанам, шатунам, деталям их привода и прочее. Угол между рядами цилиндров у дизельного двигателя ЯМЗ-238 равен 90°, как и у дизельного двигателя ЯМЗ-236.
Параметр дизельного двигателя | ЯМЗ-236 | ЯМЗ-238 |
---|---|---|
Число цилиндров | 6 | 8 |
Диаметр цилиндра | 130 мм | |
Ход поршня | 140 мм | |
Рабочий объем двигателя | 11,15 л | 14,86 л |
Степень сжатия | 16,5 | |
Максимальная мощность с регулятором | 180 л. с. при 2100 об/мин | 240 л. с. при 2100 об/мин |