Как бы ни были хорошо отшлифованы две поверхности, трущиеся одна о другую, например, поверхности вала и подшипника, на них все же остаются мельчайшие, незаметные для глаза неровности. Поэтому трение сухих поверхностей происходит, во-первых, с большим трудом, так как неровности зацепляют друг за друга, и, во-вторых, оно сопровождается нагреванием и расцарапыванием поверхностей и быстрой их порчей.
Для избежания того и другого между трущимися поверхностями помещают слой масла. В этом случае поверхности уже не соприкасаются непосредственно одна с другой и при трении их неровности не зацепляют друг за друга, если только слой масла не чрезмерно тонок. Благодаря маслу, разделяющему трущиеся части, движение их совершается легко и поверхности хорошо сохраняются.
В смазке нуждаются все трущиеся части машины, т. е. не только двигатель, но и подшипники колес, различные шарниры вилок, цепи, рессоры и пр.
В двигателе трущимися частями являются: поршень и стенки цилиндра, подшипники шатуна и коленчатого вала, шестерни и другие части распределительного механизма.
Условия, в которых работают все эти детали, различны. Различно и потребное для них количество масла. Задача устройства смазки заключается в том, чтобы обеспечить эти детали необходимым для их работы количеством масла.