Конструкции и устройство рулей советских мотоциклов – Часть 1 из 2: Общие сведения

Мотоцикл М1А

Мотоцикл М1А «Москва». Автор фото Andshel, CC BY-SA 3.0, через Викисклад.

Руль мотоцикла служит для поворота передней вилки. Устройство руля включает детали, воздействуя на которые можно управлять работой карбюратора, сцепления, переднего тормоза, освещения, сигнала.

Обычно руль изготовляется из стальной трубы, слегка изогнутой по определенной форме в зависимости от назначения мотоцикла. Так, например, у руля дорожных советских мотоциклов концы слегка отогнуты назад по направлению движения, но весь руль находится в одной горизонтальной плоскости. Для спортивных и гоночных советских мотоциклов изгиб руля зависит от вида соревнования и выполняется с расчетом обеспечить посадку спортсмена с наименьшим лобовым сопротивлением встречному потоку воздуха.

Устройство руля такое, что почти все детали, установленные на руле мотоцикла, приводят в действие соответствующие механизмы посредством гибкого стального троса в упругой оболочке.

Один конец троса крепится к детали, рычагу или ручке, воздействуя на которую управляют работой соответствующего механизма, а другой конец закреплен на этом механизме.

Концы упругой стальной оболочки троса у советских мотоциклов жестко закреплены. Внутренняя полость оболочки, наполненная смазкой, направляет движение троса. Для того, чтобы управление посредством троса действовало безотказно, трос должен быть натянут, а оболочка не должна иметь крутых изгибов и изломов. Натяжение троса у мотоцикла обеспечивается наличием возвратных пружин в механизмах управления и натяжение оболочки троса посредством специальных гаек-штуцеров, в которые упираются концы оболочки.

В соответствии с устройством руля мотоцикла на правом его конце устанавливается рычаг для приведения в действие переднего тормоза. На левом конце руля находится рычаг выключения сцепления. У некоторых советских мотоциклов на руле устанавливается рычаг декомпрессора.

Наиболее простой способ крепления рычага декомпрессора мотоцикла (рис. 1, слева) состоит в том, что рычаг 1 устанавливается в кронштейне 2, закрепленном на поверхности трубы руля стяжным хомутиком 6. Более надежное крепление рычага получается в том случае, когда кронштейн 2 (рис. 1, справа) вставлен в отверстие на конце трубы 5 руля и в ней закреплен клином 3 с болтом 4. Устройство крепления рычагов на руле мотоцикла показано на рисунке 1.

Устройство крепления рычагов на руле мотоцикла: 1 – рычаг; 2 – кронштейн; 3 – клин; 4 – болт; 5 – труба; 6 – стяжной хомутик

Рис. 1. Устройство крепления рычагов на руле мотоцикла: 1 – рычаг; 2 – кронштейн; 3 – клин; 4 – болт; 5 – труба; 6 – стяжной хомутик.

Все части: 1 | 2