Техническое обслуживание системы батарейного зажигания двигателей мотоциклов М-72, ИЖ-49, К-125 и М1А «Москва»

Мотоцикл ИЖ-49

Мотоцикл ИЖ-49. Автор фото Papkalaci, CC BY-SA 4.0, через Викисклад.

Ежедневное техническое обслуживание системы батарейного зажигания

При выполнении ежедневного технического обслуживания системы батарейного зажигания мотоциклов М-72, К-125, ИЖ-49 и М1А «Москва» необходимо:
1. Удалять пыль и грязь с приборов зажигания мотоцикла.
2. Проверять крепление приборов и соединения проводов.

Первое техническое обслуживание системы батарейного зажигания

При выполнении первого технического обслуживания системы батарейного зажигания мотоциклов К-125, М-72, ИЖ-49 и М1А «Москва» необходимо проверять у прерывателя состояние контактов. Контакты должны быть чистые. В случае необходимости их нужно протереть смоченной в бензине тряпочкой.

Окислившиеся и обгоревшие контакты, не соприкасающиеся по всей поверхности, необходимо зачистить плоским надфилем с бархатной насечкой, затем проверить и отрегулировать зазор, находящийся между контактами прерывателя мотоцикла.

Второе техническое обслуживание системы батарейного зажигания

При выполнении второго технического обслуживания системы батарейного зажигания мотоциклов ИЖ-49, К-125, М-72 и М1А «Москва» необходимо:

1. Выполнить очистку свечи зажигания мотоцикла от нагара, а также от отложения свинца (рис. 1).

Удаление нагара производится следующим образом: для размягчения нагара положить свечу зажигания в керосин на несколько часов, затем щеткой из тонкой медной проволоки очистить электроды и изолятор.

Удаление отложения свинца производится специальными химическими растворами.

Очистка свечи зажигания от нагара при техническом обслуживании системы батарейного зажигания мотоциклов М-72, ИЖ-49, К-125 и М1А «Москва»

Рис. 1. Очистка свечи зажигания от нагара при техническом обслуживании системы батарейного зажигания мотоциклов М-72, ИЖ-49, К-125 и М1А «Москва».

2. Проверить, а затем отрегулировать зазор у электродов свечи зажигания мотоцикла.

Величина зазора измеряется щупом, как указано на рис. 2. Зазор между электродами у свечи зажигания мотоцикла регулируется с помощью подгиба бокового электрода по мере необходимости. При регулировке центральный электрод изгибать запрещается, потому что можно у свечи зажигания повредить изолятор. Проверку зазора у электродов свечи зажигания мотоцикла выполняют с помощью круглого щупа либо проволоки из стали нужного диаметра. измерить зазор с помощью плоского щупа невозможно, потому что износ электродов происходит по сфере (см. рисунок 2).

Проверка величины зазора между электродами свечи зажигания при выполнении технического обслуживания системы батарейного зажигания мотоциклов М-72, К-125, ИЖ-49, М1А «Москва»

Рис. 2. Проверка величины зазора между электродами свечи зажигания при выполнении технического обслуживания системы батарейного зажигания мотоциклов М-72, К-125, ИЖ-49, М1А «Москва».

3. Пустить на фетр 2 или 3 капли моторного масла для смазывания кулачка прерывателя мотоцикла.

4. На ось подвижного контакта прерывателя капнуть одну каплю моторного масла;

5. Между контактами прерывателя сделать регулировку зазора, для чего:

а) на двигателе мотоцикла М-72 снять переднюю крышку картера, сдвинуть защелку и снять корпус и ротор распределителя, а у двигателей мотоциклов М1А «Москва», К-125 и ИЖ-49 снять только крышку правой половины картера.

б) провернуть коленчатый вал двигателя мотоцикла пусковым механизмом до наибольшего размыкания контактов прерывателя.

в) у прерывателя проверить состояние поверхности контактов.

г) у неподвижного контакта ослабить стопорный винт крепления; с помощью вращения в ту или другую сторону регулировочного винта (см. рисунки 3 и 4) установить зазоры между контактами прерывателя мотоцикла с использованием щупа, зазоры указаны в табл. 1.

Устройство прерывателя мотоциклов К-125, ИЖ-49, М1А «Москва»

Рис. 3. Устройство прерывателя мотоциклов К-125, ИЖ-49, М1А «Москва».

Устройство прерывателя-распределителя ПМ-05 мотоцикла М-72

Рис. 4. Устройство прерывателя-распределителя ПМ-05 мотоцикла М-72.

Таблица 1 — Зазоры между контактами прерывателя на мотоциклах М-72, ИЖ-49, К-125 и М1А «Москва»
Марка мотоциклаЗазор между контактами в миллиметрах
ИЖ-49, М1А «Москва», К-1250,4–0,6
М-720,4–0,5

д) неподвижный контакт закрепить и поставить на место все в обратном порядке.