Отреставрированный автомобиль ГАЗ М-1.
Дифференциалы играют важную роль в бесперебойной и эффективной работе как автомобилей, так и тракторов. Эти механические устройства предназначены для равномерного распределения крутящего момента между колесами, позволяя автомобилям с легкостью преодолевать повороты и неровности местности. Компенсируя разницу скоростей внутреннего и внешнего колес во время поворотов, дифференциалы повышают сцепление с дорогой, устойчивость и общую производительность. В этой статье мы рассмотрим устройство дифференциалов автомобилей ГАЗ М-1 (ГАЗ М1), ГАЗ-АА, ЗИС-5 и трактора СХТЗ. Понимание функций и характеристик дифференциалов важно как для водителей, так и для автолюбителей, стремящихся получить более глубокие знания о динамике автомобиля и технических средствах, обеспечивающих плавное и контролируемое движение.
На рис. 4 показано устройство дифференциала трактора СХТЗ, на рис. 1 – автомобиля ГАЗ М-1 (ГАЗ М1), на рис. 2 – автомобиля ГАЗ-АА, на рис. 3 – автомобиля ЗИС-5. Все дифференциалы имеют по четыре сателлита.
Устройство дифференциала автомобиля ГАЗ М-1 (ГАЗ М1)
Оси (шипы) сателлитов автомобиля ГАЗ М-1 (ГАЗ М1) представляют крестообразное соединение в одно целое. Внутри этого креста происходит касание торцов полуосевых шестерен, изготовляемых вместе с полуосями. Дифференциальная коробка ГАЗ М-1 состоит из двух частей, в них заключаются шипы креста и все прибалчивается к коронной шестерне. Масло в коробку попадает через наклонные сверления в ступице коронной шестерни. Левая часть дифференциальной коробки не имеет стенки, а правая заканчивается опорной ступицей.
Рис. 1. Устройство главной передачи и дифференциала автомобиля ГАЗ М-1 (ГАЗ М1) (z4 = 9; z5 = 40): 1 – ведущий вал; 2 – два подшипника с коническими роликами; 3 – подшипник с цилиндрическими роликами; 4 – ведущая шестерня (малая коническая); 5 – ведома коронная шестерня (большая коническая); 6 – подшипники с коническими роликами.
Устройство дифференциала грузового автомобиля ГАЗ-АА
Оси (шипы) сателлитов автомобиля ГАЗ-АА объединены кольцом (напоминающим кольцо с шипами в карданом устройстве). Эти шипы затягиваются болтами между левой частью дифференциальной коробки, изготовленной вместе со ступицей коронной шестерни, и правой отъемной частью этой коробки (выполненной, как у автомобиля ГАЗ М-1). Во внутренней (свободной) части кольца касаются друг друга продолжения полуосей, изготовленных вместе со своими шестернями.
Рис. 2. Устройство главной передачи и дифференциала автомобиля ГАЗ-АА (z2 = 5; z3 = 33; q = 18): 1 – ведущий вал; 2 – коническая шестерня; 3 – ведомая коническая шестерня.
Устройство дифференциала грузового автомобиля ЗИС-5
Дифференциальная коробка автомобиля ЗИС-5 состоит из двух частей, зажимающих при помощи болтов зубчатый венец большой цилиндрической шестерни и шипы сателлитов, объединенных в одно кольцо. В отличие от кольца автомобиля ГАЗ-АА центральная часть кольца ЗИС-5 несколько удлинена в осевом направлении и имеет цилиндрическую выточку, внутри которой соприкасаются втулочные продолжения полуосевых шестерен; последние сидят на шлицах внутренних концов полуосей.
Рис. 3. Устройство главной передачи и дифференциала автомобиля ЗИС-5 (z2 = 9; z4 = 21; z5 = 16 (14); z6 = 44 (46)): 1 – вал ведущей шестерни; 2 – ведущая шестерня; 3 – поперечный промежуточный вал; 4 – коническая шестерня; 5 – малая цилиндрическая шестерня; 6 – большая цилиндрическая шестерня.
Устройство дифференциала трактора СХТЗ
Шины сателлитов дифференциала трактора СХТЗ сидят на общем кольце, внутри которого заканчиваются шлицевые части полуосей с полуосевыми шестернями. Дифференциальная коробка трактора СХТЗ состоит из двух боковых и разъемной средней части, представляющей ступицу большой цилиндрической шестерни главной передачи. Между половинами средней части зажимаются болтами шипы сателлитов; эти болты стягивают все части коробки в одно целое.
Рис. 4. Устройство дифференциала трактора СХТЗ.