Дизельный автомобиль МАЗ-200 на «Параде автобусов» в Москве.
В дизельных двигателях ЯАЗ-204 и ЯАЗ-206 система смазки обеспечивает подвод масла под давлением к наиболее нагруженным деталям кривошипно-шатунного и газораспределительного механизмов. Остальные детали смазываются путем подвода к ним масла самотеком или разбрызгиванием.
Схема системы смазки дизельного двигателя ЯАЗ-206А показана на рис. 1.
Рис. 1. Устройство системы смазки дизельного двигателя ЯАЗ-206А: 1 — поддон картера; 2 — маслоприемник; 3 — предохранительный (редукционный) клапан; 4 — масляный насос; 5 — шатунный подшипник; 6 — наклонный масляный канал коленчатого вала двигателя; 7 — коренной подшипник; 8 — регулирующий (сливной) клапан; 9 — канал шатуна; 10 — фильтр предварительной (грубой) очистки масла; 11 — масляный радиатор; 12 — перепускной клапан масляного радиатора; 13 — горизонтальный канал блока цилиндров дизеля; 14, 15, 20 и 23 — вертикальные масляные каналы; 10 — вал уравновешивающего механизма; 17 — распределительный вал дизельного двигателя; 18 — ось коромысел; 19 — масляный канал головки цилиндров; 21 — канал подвода масла к подшипнику промежуточной шестерни привода распределительного механизма; 22 — трубка подвода масла к подшипнику вала привода нагнетателя; 24 — фильтр тонкой очистки масла; 25 — поперечные масляные каналы блока цилиндров.
Подвод масла к деталям дизельных двигателей ЯАЗ-206, ЯАЗ-204 осуществляется следующим образом. Масляный насос 4 системы смазки подает масло из поддона 1 картера через фильтр 10 грубой очистки и масляный радиатор 11 в продольный горизонтальный канал 13 (масляную магистраль) блока цилиндров, сообщенный с системой каналов 14, 15, 20, 23 и 25 в блоке и каналом 19 в головке цилиндров дизельного двигателя. Из этих каналов системы смазки масло под давлением поступает к коренным подшипникам 7 коленчатого вала дизельных двигателей ЯАЗ-204, ЯАЗ-206, крайним подшипником распределительного вала 17, подшипникам вала 16 уравновешивающего механизма, подшипнику промежуточной шестерни привода распределительного механизма (по каналу 21), подшипнику привода нагнетателя воздуха (через трубку 22, присоединенную к каналу 23 блока) и к втулкам коромысел привода клапанов и насосов-форсунок (через сообщенные с каналом 19 сверления в стойках осей 18 коромысел и в осях).
К шатунным подшипникам 5 масло идет из коренных подшипников по входящим в состав системы смазки наклонным каналам 6 в шейках, а также щеках коленчатого вала дизельных двигателей ЯАЗ-206 и ЯАЗ-204, а к втулкам поршневых пальцев — по каналам 9 шатунов из шатунных подшипников. Часть масла, поступающего к поршневым пальцам, разбрызгивается через форсунки верхних головок шатунов на днища поршней для их охлаждения.
К промежуточным подшипникам распределительного вала дизельных двигателей ЯАЗ-204, ЯАЗ-206 масло поступает от его крайних подшипников по осевому и поперечным сверлениям в теле вала.
Стержни клапанов, толкатели насосов-форсунок, оси вилок коромысел, толкатели привода клапанов и насосов-форсунок, кулачки распределительного вала дизельных двигателей ЯАЗ-206 и ЯАЗ-204 смазываются маслом, вытекающим из коромысел.
Масло, смазавшее подшипники распределительного вала, вала механизма уравновешивания и детали привода клапанов и насосов-форсунок дизельных двигателей ЯАЗ-204, ЯАЗ-206, скапливается в полостях, в которых помещаются распределительный и уравновешивающий валы. Из этих полостей оно самотеком поступает к шестерням привода распределительного механизма и к нагнетателю воздуха, у которого смазывает шестерни и подшипники роторов.
Поверхности трения гильз цилиндров, поршней, поршневых колец и других деталей механизмов дизельных двигателей ЯАЗ-206, ЯАЗ-204 смазываются масляным туманом, появляющимся при разбрызгивании масла, которое вытекает из подшипников коленчатого вала, и масла, стекающего вниз с днищ поршней.
Часть масла из заднего поперечного канала 25 блока цилиндров поступает в фильтр 24 тонкой очистки и, пройдя его фильтрующий элемент, стекает в поддон картера.