Устройство и принцип работы системы смазки дизельных двигателей ЯАЗ-204 (ЯАЗ-М204) и ЯАЗ-206 (ЯАЗ-М206) — Часть 3 из 3: Фильтр тонкой очистки масла, масляный радиатор, вентиляция картера дизеля

Автомобиль КрАЗ-214

Дизельный автомобиль КрАЗ-214. Автор фото Matti Blume, CC BY-SA 4.0, через Викисклад.

Фильтр тонкой очистки масла системы смазки дизелей ЯАЗ-204 и ЯАЗ-206

В устройство фильтра тонкой очистки масла, устанавливающегося в системе смазки дизельных двигателей ЯАЗ-204, ЯАЗ-206 (см. рисунок 3) входят корпус 2 с крышкой 1, а также фильтрующий элемент 4, который заполнен минеральной шерстью и установлен на центральном пустотелом стержне 5. Масло при прохождении по набивке фильтрующего элемента очищается от самых маленьких частиц посторонних примесей. Объем масла, который проходит по фильтру тонкой очистки, дозируется калиброванным отверстием 3, расположенным в стенке стержня 5. В корпусе фильтра тонкой очистки для слива отстоя есть отверстие с пробкой 6.

Устройство фильтра тонкой очистки масла, устанавливающегося в системе смазки дизельных двигателей ЯАЗ-204, ЯАЗ-206: 2 — корпус; 1 — крышка корпуса; 4 — элемент фильтрующий; 3 — отверстие калиброванное; 6 — пробка сливного отверстия; 5 — стержень

Рис. 3. Устройство фильтра тонкой очистки масла, устанавливающегося в системе смазки дизельных двигателей ЯАЗ-204, ЯАЗ-206: 2 — корпус; 1 — крышка корпуса; 4 — элемент фильтрующий; 3 — отверстие калиброванное; 6 — пробка сливного отверстия; 5 — стержень.

У дизельного двигателя ЯАЗ-204А корпус фильтра тонкой очистки масла установлен на задней торцовой плите блока цилиндров, а у дизельного двигателя ЯАЗ-206А он установлен на блоке цилиндров.

Масляный радиатор системы смазки дизелей ЯАЗ-204 и ЯАЗ-206

Для регулирования в системе смазки дизельных двигателей ЯАЗ-206, ЯАЗ-204 температуры масла служит масляный радиатор. Это достигается с помощью теплообмена между маслом и водой, которая заполняет систему охлаждения. Вода в системе охлаждения при прогреве холодного дизельного двигателя ЯАЗ-206 (ЯАЗ-204) нагревается быстрее по сравнению с маслом и подогревает его. Температура воды ниже при работе прогретого двигателя, чем температура масла, в связи с чем вода охлаждает масло.

В устройство масляного радиатора системы смазки дизельных двигателей ЯАЗ-204, ЯАЗ-206 (см. рисунок 4) входят корпус 1 с крышкой 5, уплотнительные прокладки 4 и 2 и теплообменник 3.

Теплообменник масляного радиатора изготовлен из секций, каждая из которых выполнена в виде двух пластин, спаянных между собой. Между пластинами есть пространство, которое образует канал для масла (теплообменник по устройству похож на батарею водяного отопления). Теплообменник снаружи омывается водой, которая циркулирует через корпус масляного радиатора.

Устройство масляного радиатора системы смазки дизельных двигателей ЯАЗ-204, ЯАЗ-206: 2 и 4 — прокладки; 1 — корпус; 5 — крышка; 3 — теплообменник

Рис. 4. Устройство масляного радиатора системы смазки дизельных двигателей ЯАЗ-204, ЯАЗ-206: 2 и 4 — прокладки; 1 — корпус; 5 — крышка; 3 — теплообменник.

Вентиляция картера

У дизельных двигателей ЯАЗ-204, ЯАЗ-206 вентиляция картера происходит при помощи воздуха, который поступает в картер из воздушной камеры блока цилиндров по отверстиям в юбках поршней, по зазорам в сопряжениях поршневых колец дизельного двигателя с канавками поршня и по зазорам между поршнями и гильзами цилиндров.

Воздух из картера дизельных двигателей ЯАЗ-206, ЯАЗ-204 совместно с картерными газами идет по картеру маховика в пространство, находящееся под крышкой головки цилиндра. Оттуда воздух выходит в атмосферу по вентиляционной трубке (сапуну), установленную на корпусе регулятора количества оборотов коленчатого вала. У дизельного двигателя ЯАЗ-206А на крышке головки цилиндров также есть дополнительная вентиляционная трубка.

У дизельного двигателя ЯАЗ-204А емкость системы смазки равна 16,5 литра, а у дизельного двигателя ЯАЗ-206А — 24 литра. В картер масло заливается по патрубку, находящемуся на корпусе привода нагнетателя. Проверку уровня масла осуществляют с помощью маслоизмерительного стержня, у которого есть метки предельных нижнего (буква «Н») и верхнего (буква «В») уровней, а также три промежуточные метки. Производить замер нужно не ранее чем спустя 5 минут после остановки дизельного двигателя.

Все части: 1 | 2 | 3