Масла, применяемые для смазки двигателей советских мотоциклов и требования к маслу

Мотоцикл М-72

Мотоцикл М-72 на выставке исторической военной техники. Автор фото Stolbovsky, CC BY-SA 3.0, через Викисклад.

Назначение масла в двигателе мотоцикла

Во время работы двигателя мотоцикла некоторые его детали перемещаются по поверхности других. Вследствие наличия на поверхности этих деталей двигателя мельчайших неровностей при перемещении деталей создается сопротивление, называемое силой трения или трением. Чтобы уменьшить трение между трущимися поверхностями деталей двигателя мотоцикла, в него для смазки вводят слой масла.

Образовавшаяся на поверхности деталей двигателя советского мотоцикла масляная пленка устраняет непосредственное соприкосновение поверхностей деталей, заменяя сухое трение трением между частицами масла — жидкостным трением, которое значительно меньше сухого трения.

Сухое трение без смазки создает между поверхностями деталей двигателя мотоцикла большое выделение тепла, а также увеличивает их износ. Циркулируя между трущимися поверхностями, масло уменьшает износ деталей и охлаждает их.

Требования к маслам, используемым для смазки двигателя мотоцикла

Используемые для смазки двигателей мотоциклов СССР масла должны иметь необходимые качества, которые определяются температурой застывания, вязкостью, температурой вспышки, отсутствием химических (щелочи, кислоты) и механических (песок, земля, частицы металла, стружка) примесей.

Величину молекулярного сцепления масла характеризует вязкость масла. Ее измеряют специальными приборами.

Масло с большей вязкостью применяется для смазки двигателей советских мотоциклов летом, а с меньшей вязкостью — для смазки двигателей зимой зимою.

Но слишком большой вязкость масла быть не должна, потому что увеличение вязкости по отношению к той, которая рекомендуется заводом-изготовителем мотоцикла, ведет к росту потерь на трение, а также к уменьшению количества масла, которое подается за единицу времени к трущимся деталям двигателя для их смазки.

Способность масла быть текучим в случае снижения температуры характеризуется температурой застывания. Ее величина показывает степень пригодности масла для смазки двигателя мотоцикла в зимнее время. Зимой пуск двигателя, заправленного маслом, имеющим высокую температуру застывания, затруднителен.

Наименьшая температура, при которой воспламеняются пары масла, характеризуется температурой вспышки. Чем выше температура вспышки, тем лучше мотоциклетное масло.

Масла для смазки двигателей мотоциклов, выпускавшиеся в СССР

В СССР выпускались такие автомобильные масла, которые отвечали описанным выше требованиям и могли использоваться для смазки двигателей советских мотоциклов:

1. Масла кислотной очистки — АК-10, АК-6, АКЗп-6, АКЗп-10, АК-15. Масло советской марки АК-6 по стандарту соответствует автолу 6, Масло АК-10 соответствует автолу 10, а масло АК-15 соответствует автолу 18.

2. Масла селективной очистки — АСп-5, АС-5, АКп-9,5, АСп-9,5.

В марке советского масла первая буква «А» говорит о том, что это автомобильное масло. Вторая буква в марке масла говорит о методе его очистки: «К» — очистка кислотная (кислотно-контактная либо сернокислотная), «С» — очистка селективная. Третья буква в марке масла СССР «З» говорит о том, что это загущенное масло. Буква «п» в марке говорит, что в масло были добавлены присадки. Цифры в марке говорят о вязкости масла, когда его температура равна 100°.

Масла, применяемые в СССР для смазки двигателей мотоциклов.
Время годаСостояние двигателя мотоциклаМарка масла СССР
ЛетоМалоизношенныйАК-10
ЛетоИзношенныйАКЗп-10 или АСп-9,5
ЗимаМалоизношенныйАКп-5 или АС-5
ЗимаИзношенныйАКЗп-6
Описание и история автомобилей Audi A6