Ежедневный уход и обслуживание советских мотоциклов М-72, М1А «Москва», К-125, ИЖ-49 и ИЖ-350 – Часть 2 из 2: Проверка передней вилки, механизмов управления, натяжения цепи и двигателя

Мотоцикл М1А

Мотоцикл М1А «Москва». Автор фото Andshel, CC BY-SA 4.0, через Викисклад.

Безопасность движения на мотоцикле в высокой степени зависит от исправности передней вилки и механизмов управления. Их следует проверить особенно тщательно. При проверке пробуют легкость поворота передней вилки при затянутом и ослабленном маховичке рулевого амортизатора, проверяют крепления передней вилки, наличие смазки в шарнирах и состояние пружин. При осмотре передней вилки М-72 следует обратить внимание на амортизаторы (на концах перьев) – не вытекает ли из них масло. После этого следует взяться за руль и несколько раз поднять и резко опустить переднюю вилку, обращая внимание на то, как работает амортизирующее приспособление, нет ли стуков в соединениях вилки и в месте крепления ее к раме.

На руле мотоцикла во время ежедневного ухода проверяют рычаги и ручки, управляющие работой механизмов. Ручки и рычаги должны перемещаться плавно, без задержек и рывков. Причиной излишнего сопротивления может быть ржавчина или песок, которые должны быть немедленно удалены.

У мотоциклов М1А «Москва», К-125, ИЖ-49 и ИЖ-350 после проверки крепления и действия механизмов управления при выполнении ежедневного ухода и обслуживания проверяют натяжение цепи главной передачи, которая со временем вытягивается, что приводит к разрыву ее и к износу звездочек передачи. При обрыве цепь может попасть между тормозным барабаном колеса и рамой мотоцикла и заклинить колесо. Если это случится на большой скорости, мотоцикл потерпит аварию. Нормально цепь должна иметь прогиб около 15 мм. Если прогиб больше, натяжение следует немедленно отрегулировать.

При завершении ежедневного ухода за мотоциклом и его обслуживания проверяют освещение, сигнал и работу двигателя. В пути мотоциклист не всегда пользуется всеми световыми точками, поэтому при осмотре поочередно включаются все лампочки и сигналы.

Двигатель проверяется в работе. Нужно убедиться в отсутствии стуков в механизмах и проверить устойчивость работы на холостом ходу двигателя (малые обороты), а также приемистость при резком изменении количества оборотов коленвала.

Одновременно с проверкой работы двигателя надо установить исправность генератора, для чего следует обратить внимание на контрольную лампочку (на фаре мотоциклов М1А «Москва» и М-72, а у мотоциклов К-125, ИЖ-49 и ИЖ-350 на коробке электроприборов). Нормально, при работе двигателя на средних и больших оборотах, лампочка должна гаснуть. Если лампочка горит, значит генератор не работает и приборы электрооборудования питаются от аккумуляторной батареи.

При необходимости во время выполнения ежедневного ухода за мотоциклом и его обслуживания следует произвести смазку следующих деталей:
а) осей рычагов, сцепления и переднего тормоза;
б) шарниров седел;
в) шарниров тяг и рычагов заднего тормоза;
г) вращающейся рукоятки, предназначенной для управления дроссельным золотником карбюратора.

Летом, при ежедневном уходе (когда мотоцикл прошел 500 км, а при особо пыльных условиях – 250-300 км) возникает необходимость очистки воздухофильтра.

Все части: 1 | 2