Мотоцикл М-72.
На мотоцикле сцепление устанавливается между коробкой передач и двигателем. Сцепление представляет из себя механизм, предназначенный для непродолжительного отсоединения силовой передачи от двигателя мотоцикла во время переключения в коробке передач шестерен, а также при трогании мотоцикла, чтобы это происходило более плавно, и во время его остановки.
Для получения ясного представления о принципе работы сцепления предположим, что на мотоцикле отсутствует сцепление, и чтобы тронуться с места, надо при работающем двигателе ввести в зацепление шестерни от коробки передач.
Рис. 1. Схема силовой передачи мотоцикла с карданным валом.
Рис. 2. Схема силовой передачи мотоцикла с цепью.
Это можно изобразить схематически (рис. 3): ведущий вал с шестерней жестко соединен через маховик с коленвалом двигателя мотоцикла; второй вал (ведомый), на шлицах которого установлена подвижная шестерня, соединен с деталями силовой передачи и с задним колесом мотоцикла, которые при вращении будут развивать большие инерционные силы. Для упрощения схемы и лучшего понимания принципа работы механизма сцепления мотоцикла изобразим все эти детали в виде одного массивного диска, инерция которого равна инерции всех деталей силовой передачи.
Рис. 3. Возникновение удара между зубьями при включении шестерен на мотоцикле при отсутствии сцепления.
Представим себе, что двигатель работает, ведущий вал вращается, а мотоцикл стоит на месте и, следовательно, детали, связанные с ведомым валом, неподвижны. Чтобы тронуться с места, необходимо ввести в зацепление шестерни коробки передач мотоцикла.
При этом если шестерни окажутся достаточно прочными и выдержат полученный сильный удар, то мотоцикл тронется с места рывком или же, если шестерни недостаточно прочны, произойдет их поломка.
Чтобы уменьшить удар, выполним не жесткое соединение ведущего вала с маховиком, а через легкий диск сцепления (см. рисунок 4), который имеет возможность перемещаться на шлицах ведущего вала мотоцикла и выполнять соединение и разъединение с маховиком при необходимости. Отметим, что легкий диск сцепления соединяться с маховиком и выполнять передачу усилия ведущему валу мотоцикла от маховика может исключительно тогда, когда легкий диск прижимается к маховику с некоторой силой. В этом случае сила трения, появившаяся между ними, будет заставлять вращаться диск сцепления и ведущий вал с шестерней как единое целое с маховиком.
Рис. 4. Принцип работы сцепления мотоцикла.
Если легкий диск сцепления отодвинуть от маховика, а затем ввести в зацепление шестерни ведущего и ведомого валов мотоцикла, то между ними произойдет небольшой удар, так как ведущий вал с шестерней и легким диском имеют небольшие инерционные силы.
Затем сдвинем легкий диск сцепления по направлению к маховику до соприкосновения их поверхностей. Как только это произойдет, между маховиком и диском сцепления возникнет трение, которое вначале будет сопровождаться некоторым проскальзыванием поверхности маховика относительно поверхности диска. По мере увеличения силы нажима на диск сцепления скорости вращения маховика и диска сравняются, и все ведущие и ведомые части будут вращаться как единое целое. Ведущими деталями называются детали сцепления мотоцикла, получающие усилие непосредственно от коленвала двигателя мотоцикла и всегда вращающиеся с ним как одно целое. Детали, получающие усилие от ведущих, называются ведомыми деталями. Они соединяются через ряд механизмов с задним колесом мотоцикла.
На вышеуказанном принципе основана работа мотоциклетных дисковых сцеплений.