Назначение, устройство и принцип работы реле-регулятора генератора мотоцикла. Регулятор напряжения и реле обратного тока

Мотоцикл К-125

Мотоцикл К-125 на выставке «Два колеса». Автор фото Stolbovsky, CC BY-SA 3.0, через Викисклад.

В устройство реле-регуляторов мотоциклов входят регулятор напряжения и реле обратного тока.

Назначение реле обратного тока мотоцикла состоит в отключении от аккумулятора генератора, когда его напряжение становится меньше напряжения аккумулятора. Этим происходит предохранение аккумулятора от разрядки, а обмотка генератора от повреждения, которое может произойти при длительном прохождении по ней тока от аккумулятора.

Назначение регулятора напряжения мотоцикла состоит в поддержании на больших и средних оборотах двигателя нормального напряжения генератора с помощью включения в цепь обмотки возбуждения сопротивления, когда у генератора напряжение превышает 7,5–7,8 вольт.

У генераторов мотоциклов в случае наличия регулятора напряжения есть:
1. Способность на всех режимах работа сохранять постоянное напряжение.
2. Способность без аккумуляторной батареи обеспечивать работу двигателя мотоцикла.

Регулятор напряжения — это электромагнитный выключатель. Его схема показана на рисунке 1. В его устройство входят якорь с подвижным контактом, электромагнит, включенное параллельно контактам сопротивление и неподвижный контакт.

Схема регулятора напряжения мотоцикла

Рис. 1. Схема регулятора напряжения мотоцикла.

Принцип работы реле-регулятора мотоцикла следующий. Когда число оборотов небольшое, ток в обмотку возбуждения при работе генератора идет по замкнутым контактам регулятора. При росте количества оборотов якоря генератора происходит усиление намагничивания сердечника электромагнита. В результате электромагнит притягивает якорь с подвижным контактом, преодолевая сопротивление пружины. Произойдет размыкание контактов и в обмотку сопротивления электрический ток пойдет только по сопротивлению, из-за чего произойдет резкое уменьшение напряжения генератора мотоцикла. В результате этого уменьшится сила намагничивания сердечника электромагнита, контакты замкнуться с помощью пружины и электрический ток опять пойдет по ним, минуя сопротивление. На щетках генератора мотоцикла произойдет увеличение напряжения, а затем процесс снова повторится. Вследствие частого размыкания и смыкания (вибрации) контактов напряжение генератора мотоцикла практически остается постоянным.

Если бы реле-регулятор состоял из одной обмотки электромагнита, она бы не смогла обеспечить надежную работу реле-регулятора. Регуляторы напряжения мотоцикла обычно имеют, кроме основной намагничивающей обмотки, дополнительные обмотки, улучшающие его работу на различных режимах.

Сервис мануал по техническому ремонту автомашин Дискавери 3 http://www.lrman.ru/discovery/3