Дизельный автомобиль МАЗ-200.
Тормозной кран пневматического привода тормозов предназначен для управления тормозными механизмами колес автомобиля и буксируемого им прицепа. Устройство тормозного крана пневматического привода тормозов дизельных автомобилей МАЗ-200 и КрАЗ-219Б показано на рис. 3. Тормозной кран укреплен на раме дизельного автомобиля. Его рычаг 9 соединен тягой с педалью ножного тормоза, а рычаг 8 — с рычагом стояночного тормоза.
В корпусе тормозного крана пневматического привода тормозов объединены два цилиндра. Верхний цилиндр управляет действием тормозов прицепа, нижний — действием тормозов дизельных автомобилей МАЗ и КрАЗ. Полости обоих цилиндров тормозного крана постоянно сообщены с атмосферой через фильтр 18.
Рис. 3. Устройство тормозного крана дизельного автомобиля МАЗ-200: 1 и 23 — пружины клапанов; 2 и 22 — клапаны; 3 и 20 — возвратные пружины поршней; 4 — трубка с упорной пластиной; 5 — поршень верхнего цилиндра тормозного крана; 6 — уравновешивающая пружина; 7 — пружина тяги; 8 — рычаг ручного привода; 9 — рычаг привода от педали; 10 — регулировочная гайка; 11 — тяга верхнего цилиндра; 12 — болт режимного кольца; 13 — пружина тяги; 14 — тяга нижнего цилиндра; 15 — гайка тяги; 16 — регулировочное (режимное) кольцо; 17 — втулка; 18 — фильтр; 19 — поршень нижнего цилиндра; 21 — отверстие для присоединения трубопровода тормозной системы дизельного автомобиля; 24 — отверстие для присоединения трубопровода тормозной системы прицепа.
У дизельных автомобилей КрАЗ и МАЗ в каждом цилиндре тормозного крана пневматического привода тормозов помещается поршень с резиновой манжетой и пустотелым штоком. В задней части обоих цилиндров тормозного крана установлен клапан двойного действия, выполненный в виде резиновой шайбы в металлической обойме. Внутренним седлом клапана является торец пустотелого штока поршня цилиндра, а наружным седлом — кольцевой выступ перегородки корпуса тормозного крана; клапаны прижимаются к своим седлам пружинами. В отверстие 24 корпуса тормозного крана ввертывается штуцер для трубопровода, соединенного с тормозами прицепа, а в отверстие 21 — штуцер трубопровода тормозов дизельных автомобилей МАЗ и КрАЗ. Полость А, где размещены клапаны, сообщена постоянно с воздушными баллонами.
Пока торможение на дизельных автомобилях КрАЗ и МАЗ не происходит, клапан 22 нижнего цилиндра тормозного крана пневматического привода тормозов прижат своей пружиной 23 к наружному седлу, а поршень 19 действием пружины 20 передвинут в крайнее переднее (на рис. 3 — левое) положение, вследствие чего между его штоком и клапаном появляется зазор. Через этот зазор, отверстие в штоке поршня и полость нижнего цилиндра тормозные камеры пневматического привода тормозов дизельных автомобилей МАЗ и КрАЗ сообщены с атмосферой и тормозные механизмы его колес не действуют.
В это же время поршень 5 верхнего цилиндра тормозного крана пневматического привода тормозов дизельных автомобилей КрАЗ и МАЗ под действием силы упругости уравновешивающей пружины 6, преодолевающей сопротивление пружины 3 поршня, занимает крайнее заднее (правое) положение и его шток, плотно прижимаясь к клапану 2, отводит клапан от наружного седла. Из полости А сжатый воздух через кольцевую щель наружного седла клапана и отверстие 24 поступает в магистраль прицепа.
Когда давление воздуха в тормозной системе прицепа достигает 4,8–5,2 кг/см2, колеса прицепа дизельных автомобилей МАЗ и КрАЗ растормаживаются (тормозная система прицепа устроена таким образом, что когда ее магистраль заполнена сжатым воздухом при определенном давлении, тормоза отпущены, а когда давление в магистрали пневматического привода тормозов снижается, происходит затормаживание).
При нажатии тормозной педали на дизельных автомобилях КрАЗ и МАЗ тяга, соединяющая педаль с верхним ушком рычага 9, поворачивает верхний конец рычага вперед (по рис. 3 — влево). Нижний конец рычага, через тягу 14, перемещает поршень 19 нижнего цилиндра тормозного крана назад (вправо). Шток поршня к клапану 22 прижимается и его отводит от наружного седла, вследствие чего тормозные камеры пневматического привода тормозов разобщаются с атмосферой и сообщаются через полость А с воздушными баллонами. Поступающий в тормозные камеры пневматического привода тормозов автомобилей МАЗ и КрАЗ воздух выгибает диафрагмы, а штоки диафрагм, воздействуя через рычаги и валики на разжимные кулаки тормозных механизмов, прижимают колодки к барабанам колес.
Одновременно рычаг 9, действуя через тягу 11 верхнего цилиндра тормозного крана и ее пружину 7, преодолевает сопротивление уравновешивающей пружины 6 и перемещает вперед (влево) трубку 4 с упорной пластиной. Под действием пружины 3 и давления воздуха поршень 5 верхнего цилиндра тормозного крана пневматического привода тормозов также перемещается вперед. Шток поршня освобождает клапан 2, после чего пружина 1 плотно прижимает клапан к наружному седлу, отъединяя этим магистраль прицепа дизельных автомобилей КрАЗ и МАЗ от баллонов со сжатым воздухом. Через зазор, образующийся между клапаном 2 и штоком поршня, и через полость верхнего цилиндра тормозная магистраль прицепа сообщается с атмосферой, в ней давление падает и прицеп затормаживается.
Когда педаль тормоза будет отпущена, все детали тормозного крана пневматического привода тормозов возвратятся в первоначальное положение и действие тормозов у дизельных автомобилей МАЗ и КрАЗ и прицепа прекратится.
При торможении дизельных автомобилей КрАЗ и МАЗ ручным тормозом усилие от его рычага передается рычагу 8 тормозного крана пневматического привода тормозов, который, перемещая вперед тягу 11 верхнего цилиндра, приводит в действие пневматический привод тормозов прицепа и затормаживает прицеп.
Тормозной кран пневматического привода тормозов дизельных автомобилей МАЗ и КрАЗ имеет следующие регулировочные приспособления:
1. Для изменения силы натяжения уравновешивающей пружины, от которой зависит давление оттормаживания в тормозной системе прицепа дизельных автомобилей МАЗ и КрАЗ, служит гайка 10.
2. Для предварительной регулировки силы натяжения пружины 13 тяги нижнего цилиндра тормозного крана служит гайка 15 (регулировку осуществляют вращением тяги 14 за ушко ее наружного конца). Дополнительная регулировка затяжки пружины, позволяющая изменить момент начала торможения дизельных автомобилей КрАЗ и МАЗ относительно момента начала торможения прицепа, производится поворотом режимного кольца 16, болт 12 которого, входящий в фасонную прорезь втулки 17, вызывает перемещение втулки.
На дизельных автомобилях-самосвалах МАЗ-205, не рассчитанных для работы с прицепом, устанавливают тормозной кран пневматического привода тормозов более простого устройства, обеспечивающий управление тормозами одиночного автомобиля.
Аварийная служба открытия авто вскрытие замков автомобиля.