Дизельный автомобиль-самосвал МАЗ-5549.
Основной рабочий (ножной) тормоз дизельных автомобилей МАЗ и КрАЗ действует на все колеса и имеет пневматический привод. Стояночный (ручной) тормоз, снабженный механическим приводом, действует через трансмиссию дизельного автомобиля на ведущие колеса.
В устройство системы пневматического привода тормозов дизельных автомобилей КрАЗ и МАЗ (рис. 1) входят компрессор 14, воздушные баллоны (ресиверы) 4 и 9, предохранительный клапан 11, манометр 12, тормозной кран 3, диафрагменные тормозные камеры 2 и 6, а также трубопроводы. Для присоединения прицепа предусмотрена соединительная головка 7 с разобщительным краном 8. Кран 10 отбора воздуха используется для накачивания шин. К системе пневматического привода тормозов дизельных автомобилей МАЗ и КрАЗ присоединены включатель 5 сигнала «стоп» и пневматические стеклоочистители 1 (через включатель 13).
Рис. 1. Схема устройства пневматического привода тормозов дизельного автомобиля МАЗ-200: 1 — стеклоочистители; 2 и 6 — камеры тормозные: 3 — тормозной кран; 4 и 9 — ресиверы; 5 — включатель сигнала «Стоп»; 7 — соединительная головка для присоединения пневмосистемы прицепа; 8 — разобщительный кран: 10 — кран отбора воздуха; 11 — предохранительный клапан; 12 — манометр; 13 — включатель стеклоочистителей; 14 — компрессор.
Воздушные баллоны (ресиверы) пневматического привода тормозов емкостью по 23 л каждый укреплены на раме дизельных автомобилей КрАЗ и МАЗ под кузовом. Каждый баллон снабжен краном для выпуска конденсата.
Предохранительный клапан 11 пневматической системы дизельных автомобилей МАЗ и КрАЗ (см. рис. 1) предотвращает чрезмерное повышение давления в пневматической системе. Его пружина отрегулирована на давление около 9–9,5 кг/см2, при превышении которого клапан приоткрывается и выпускает часть воздуха из системы в атмосферу.