Дизельный автомобиль МАЗ-200.
Двухцилиндровый воздушный компрессор пневматического привода тормозов дизельных автомобилей МАЗ и КрАЗ (рис. 2) расположен с левой стороны двигателя. Вал компрессора приводится во вращение ремнем (у дизельного двигателя ЯАЗ-206А — двумя ремнями) от шкива на коленчатом валу. К впускным окнам 9 цилиндров у воздушного компрессора воздух подводится из воздушной камеры блока цилиндров по трубке.
У дизельных автомобилей КрАЗ и МАЗ в каждом цилиндре двухцилиндрового воздушного компрессора пневматического привода тормозов происходят попеременные ходы впуска и нагнетания. Когда поршень воздушного компрессора идет вниз, воздух наполняет цилиндр. Он поступает в цилиндр по окнам 9, которые открываются поршнем. Когда поршень двухцилиндрового воздушного компрессора пневматического привода тормозов у дизельных автомобилей МАЗ и КрАЗ идет вверх, окна закрываются, воздух сжимается и подается через нагнетательный пластинчатый клапан 8 в камеру в головке цилиндров, общую для обоих цилиндров. Из нее по нагнетательному патрубку воздушного компрессора и трубопровод воздух идет в ресиверы пневматического привода тормозов дизельных автомобилей МАЗ и КрАЗ.
Рис. 2. Двухцилиндровый воздушный компрессор пневматического привода тормозов дизельных автомобилей МАЗ и КрАЗ: 1 — для подвода воды штуцер; 2 — устройства разгрузочного коромысло; 3 — винт регулировочный; 4 — коромысла пружина; 5 — толкатель; 6 — клапан перепускной; 7 — для отвода воды трубка; 8 — клапан нагнетательный; 9 — окна впускные; 10 — устройства разгрузочного диафрагма.
Когда давление в ресиверах автомобилей КрАЗ и МАЗ, а следовательно, и в нагнетательном патрубке воздушного компрессора пневматического привода тормозов поднимается до 7–7,35 кг/см2, это же давление появляется в камере под диафрагмой 10 у разгрузочного устройства воздушного компрессора, которая сообщается наружной трубкой с нагнетательным патрубком. Диафрагма под давлением воздуха преодолевает сопротивление пружины 4 у коромысла 2, затем прогибается вверх и поворачивает на его оси коромысло. Толкатели 5, которые ввернуты в коромысло, откроют клапаны при нажатии на стержни у перепускных клапанов 6. Через них происходит сообщение друг с другом цилиндров воздушного компрессора пневматического привода тормозов у дизельных автомобилей МАЗ и КрАЗ.
В связи с этим воздух, который сжимается в одном из цилиндров воздушного компрессора, станет переходить во 2-ой цилиндр и наоборот. Воздушный компрессор у дизельных автомобилей МАЗ и КрАЗ станет работать вхолостую. Давление, при котором воздушный компрессор пневматического привода тормозов начинает работать вхолостую, регулируют при помощи винта 3, ввернутого в коромысло, который позволяет изменять натяжение пружины 4 у коромысла. Между стержнями перепускных клапанов и толкателями 5 зазоры должны быть в диапазоне 0,15–0,4 миллиметров. Регулировка зазоров производится при вывертывании или ввертывании толкателей из коромысла.
Воздушный компрессор пневматического привода тормозов смазывается маслом, поступающим к нему под давлением через наружную трубку из системы смазки двигателя дизельных автомобилей КрАЗ и МАЗ; использованное масло стекает из картера воздушного компрессора через вторую трубку в картер двигателя. Головка цилиндров воздушного компрессора пневматического привода тормозов охлаждается водой, поступающей из системы охлаждения дизельного двигателя автомобилей МАЗ и КрАЗ через штуцер 1 и возвращающейся в систему охлаждения по трубке 7.