Электрическое торможение электродвигателей троллейбусов — Часть 6 из 6: Схемы реостатного торможения с перекрестным и циклическим соединениями обмоток возбуждения генераторов

Троллейбус

Значительно лучшее распределение нагрузки между генераторами получается при перекрестном (циклическом) соединении обмоток, показанном на рис. 6. Обмотка возбуждения 1 генератора 1 соединяется последовательно с якорем генератора 2 и, наоборот, обмотка возбуждения 2 генератора 2 соединяется последовательно с якорем генератора 1. В этом случае ток возбуждения генератора с более высоколежащей внутренней характеристикой меньше, чем ток генератора с нижележащей внутренней характеристикой, что способствует выравниванию нагрузок параллельных цепей генераторов.

Схема реостатного торможения с перекрестным соединением обмоток возбуждения

Рис. 6. Схема реостатного торможения с перекрестным соединением обмоток возбуждения.

В схеме (см. рис. 6) без уравнительного сопротивления (ry = ∞) токи Iв1 = Iт2; Iв2 = Iт1; iв.у = iя.у. Разность токов нагрузки генераторов может быть получена из уравнений (16) и (17), если положить rу = ∞. Тогда получим:

Формула (29)

Разность ЭДС (E2E1) при заданном отклонении характеристик можно определить из графического построения (см. рис. 5) аналогично тому, как это было сделано для схемы, изображенной, на рис. 3. Для этого через точку равновесия а проводим прямую 6 под углом α к горизонтали, тангенс которого пропорционален сопротивлению двигателя.

Учитывая, что Iт2Iт1 = –(Iв2Iв1):

Формула (30)

По точкам пересечения прямой 6 с внутренними характеристиками генераторов 1 и 2 (точки г и д) определяются ЭДС Е1 и Е2, а также токи Iт2 и Iт1 (сплошные линии). Из рис. 5 легко видеть, что неравномерность нагрузок двигателей (генераторов) при перекрестном соединении обмотки получается значительно меньше, чем в схеме с уравнительным сопротивлением.

Проверку электрической устойчивости перекрестной схемы (см. рис. 6) без уравнительного сопротивления (rу = ∞) можно выполнить при помощи следующей системы дифференциальных уравнений:

Формулы (31) и (32)

Характеристическое уравнение этой системы:

Формула

Здесь:

Формула

В точке равновесия (см. рис. 1) 2Rт > K, следовательно, схема устойчива. Здесь для упрощения принято K1 = K2 = K.

Схема, изображенная на рис. 6, получила широкое распространение при реостатном торможении. По такому же принципу составляются циклические схемы реостатного торможения при большем числе параллельных цепей тяговых двигателей, т. е. в цепь якоря первого двигателя включается обмотка возбуждения третьего двигателя и т. д.

По мере увеличения количества цепей динамическая устойчивость схемы снижается, например, при четырех параллельных цепях двигателей (рис. 7), при некоторых сочетаниях расхождений характеристики тормозного сопротивления в схеме появляются незатухающие или медленно затухающие колебательные процессы. Эти процессы приводят к ухудшению коммутаций тяговых двигателей троллейбусов и вызывают искрение щеток. Кроме того, снижается тормозная сила.

Схема реостатного торможения с циклическим включением обмотки возбуждения

Рис. 7. Схема реостатного торможения с циклическим включением обмотки возбуждения.

Все части: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6