Значительно лучшее распределение нагрузки между генераторами получается при перекрестном (циклическом) соединении обмоток, показанном на рис. 6. Обмотка возбуждения 1 генератора 1 соединяется последовательно с якорем генератора 2 и, наоборот, обмотка возбуждения 2 генератора 2 соединяется последовательно с якорем генератора 1. В этом случае ток возбуждения генератора с более высоколежащей внутренней характеристикой меньше, чем ток генератора с нижележащей внутренней характеристикой, что способствует выравниванию нагрузок параллельных цепей генераторов.
Рис. 6. Схема реостатного торможения с перекрестным соединением обмоток возбуждения.
В схеме (см. рис. 6) без уравнительного сопротивления (ry = ∞) токи Iв1 = Iт2; Iв2 = Iт1; iв.у = iя.у. Разность токов нагрузки генераторов может быть получена из уравнений (16) и (17), если положить rу = ∞. Тогда получим:
Разность ЭДС (E2 – E1) при заданном отклонении характеристик можно определить из графического построения (см. рис. 5) аналогично тому, как это было сделано для схемы, изображенной, на рис. 3. Для этого через точку равновесия а проводим прямую 6 под углом α к горизонтали, тангенс которого пропорционален сопротивлению двигателя.
Учитывая, что Iт2 – Iт1 = –(Iв2 – Iв1):
По точкам пересечения прямой 6 с внутренними характеристиками генераторов 1 и 2 (точки г и д) определяются ЭДС Е1 и Е2, а также токи Iт2 и Iт1 (сплошные линии). Из рис. 5 легко видеть, что неравномерность нагрузок двигателей (генераторов) при перекрестном соединении обмотки получается значительно меньше, чем в схеме с уравнительным сопротивлением.
Проверку электрической устойчивости перекрестной схемы (см. рис. 6) без уравнительного сопротивления (rу = ∞) можно выполнить при помощи следующей системы дифференциальных уравнений:
Характеристическое уравнение этой системы:
Здесь:
В точке равновесия (см. рис. 1) 2Rт > K, следовательно, схема устойчива. Здесь для упрощения принято K1 = K2 = K.
Схема, изображенная на рис. 6, получила широкое распространение при реостатном торможении. По такому же принципу составляются циклические схемы реостатного торможения при большем числе параллельных цепей тяговых двигателей, т. е. в цепь якоря первого двигателя включается обмотка возбуждения третьего двигателя и т. д.
По мере увеличения количества цепей динамическая устойчивость схемы снижается, например, при четырех параллельных цепях двигателей (рис. 7), при некоторых сочетаниях расхождений характеристики тормозного сопротивления в схеме появляются незатухающие или медленно затухающие колебательные процессы. Эти процессы приводят к ухудшению коммутаций тяговых двигателей троллейбусов и вызывают искрение щеток. Кроме того, снижается тормозная сила.
Рис. 7. Схема реостатного торможения с циклическим включением обмотки возбуждения.