Мотоцикл ИЖ-49.
Устройство коленчатого вала двигателя мотоцикла
У мотоциклов ИЖ-49, М-72, К-125, М1А «Москва» коленчатый вал двигателя внутреннего сгорания служит для воспринятая усилия, передаваемого шатунами от поршней, и передачи его на ведущее мотоциклетное колесо посредством механизмов силовой передачи мотоцикла.
Коленчатые валы, входящие в устройство двигателей внутреннего сгорания мотоциклов, бывают двух типов: совместно с маховиками или отдельно.
На рис. 5 представлен коленчатый вал первого типа (мотоциклы М1А «Москва», К-125 и ИЖ-49). В устройство этого коленчатого вала двигателя внутреннего сгорания входят:
1. Одна шатунная шейка (палец кривошипа), являющаяся опорой нижней головки шатуна.
2. Две коренные шейки, являющиеся опорами вала. Коренные шейки вращаются у двигателей внутреннего сгорания мотоциклов М1А «Москва» и К-125 на 3-х шариковых подшипниках, а у двигателя мотоцикла ИЖ-49 — на двух роликовых, а также одном шариковом подшипнике (с одной стороны ставится два подшипника, а с другой — один). Данные подшипники называют коренными подшипниками. При этом подшипники, на которых установлены и вращаются шатунные шейки называют шатунными.
3. Две щеки — маховики.
Рис. 5. Устройство коленчатого вала двигателя внутреннего сгорания мотоциклов К-125, М1А «Москва» и ИЖ-49.
На рис. 6 представлен второй тип коленчатого вала (мотоцикл М-72). В устройство этого коленчатого вала двигателя внутреннего сгорания входят:
1. Две шатунные шейки.
2. Две коренные шейки, изготовленные за одно целое с крайними щеками и при этом вращающиеся на подшипниках шарикового типа.
3. Три щеки, которые связывают шатунные и коренные шейки двигателя мотоцикла М-72.
4. Два противовеса, которые являются продолжением крайних щек и предназначенных для того, чтобы разгрузить от центробежных сил инерции коренные подшипники.
Рис. 6. Устройство коленчатого вала двигателя внутреннего сгорания мотоцикла М-72.
Коленчатые валы двигателей внутреннего сгорания, установленные на мотоциклах М1А «Москва», М-72, ИЖ-49, К-125, весьма трудно разбираются, а для сборки требуют очень сложного оборудования. В связи с этим замена шатунов и шатунных подшипников, которые износились, может осуществляться опытными мастерами исключительно на заводе или в хорошо оснащенных мастерских.
Устройство картера двигателя мотоцикла
Картер двигателя внутреннего сгорания мотоциклов М1А «Москва», ИЖ-49, М-72 и К-125 является основанием, на которое монтируются детали двигателя, и предохраняет эти детали от загрязнения. В двухтактных двигателях мотоциклов картер также служит камерой, в которую поступает новая горючая смесью, а в четырехтактных двигателях картер служит резервуаром для масла.
Устройство картера двигателя мотоцикла М-72
Картер двигателя внутреннего сгорания мотоцикла М-72 показан на рисунке 7. В его передней части расположена коробка с распределительными шестернями, закрывающаяся отдельной крышкой, а с боков есть два фланца, предназначенные для крепления цилиндров. Картер двигателя внутреннего сгорания мотоцикла М-72 с нижней стороны закрывается при помощи штампованной крышки — поддона.
Между поддоном и картером для защиты от вытекания из картера масла устанавливается пробковая прокладка, а на задний конец коленчатого вала и на передний конец распределительного вала установлены сальники. На корпусе прерывателя на его внутренней поверхности, а также на внешней поверхности ступицы маховика сделаны специальные маслоотражатели в форме винтовой резьбы, направляющей масло назад в картер двигателя мотоцикла М-72.
Рис. 7. Устройство картера двигателя внутреннего сгорания мотоцикла М-72.
У картера для сообщения с атмосферой есть золотниковый механизм — сапун (см. рисунок 8).
Рис. 8. Устройство сапунного механизма двигателя мотоцикла М-72.
Устройство картера двигателя мотоциклов ИЖ-49, М1А «Москва» и К-125
В устройство картеров двигателей внутреннего сгорания мотоциклов ИЖ-49, М1А «Москва» и К-125 (см. рисунок 9) входят две крышки и две половины, и изготавливаются они в едином блоке с картером коробки передач и картером сцепления. Необходимо, чтобы картеры двухтактных двигателей мотоциклов ИЖ-49, К-125 и М1А «Москва» были герметичны и с атмосферой сообщались исключительно посредством карбюратора. Чтобы увеличить герметичность, между левой и правой половинами, а также между горловиной картера и фланцем цилиндра ставят уплотнительные прокладки либо делают специальную прослойку из бакелитового лака. У коленчатого вала на коренные подшипники ставят сальники. При эксплуатации необходимо периодически выполнять проверку затяжки винтов, которые соединяют половины картера двигателя мотоцикла.
Рис. 9. Устройство картера двигателя внутреннего сгорания мотоциклов ИЖ-49, М1А «Москва» и К-125.