Устройство и принцип работы карбюратора мотоцикла легче всего понять, если разобрать работу простейшего, или элементарного, карбюратора (рис. 1).
Устройство простейшего карбюратора мотоцикла
В устройство простейшего карбюратора мотоцикла входят смесительная и поплавковая камеры.
Смесительная камера — это часть карбюратора, где происходит смешивание топлива с воздухом, в результате чего создастся горючая смесь. В устройство смесительной камере простейшего карбюратора мотоцикла входят дроссельный золотник и жиклер с распылителем. Через жиклер и распылитель подается топливо, а через воздушный патрубок — воздух.
Рис. 1. Устройство и принцип работы простейшего карбюратора мотоцикла.
Количество горючей смеси, которая поступает в двигатель мотоцикла, регулируется при помощи дроссельного золотника, который открывает меньше и больше проход для горючей смеси во впускном трубопроводе либо впускное окно цилиндра.
В распылителе постоянный уровень бензина поддерживается при помощи поплавковой камеры, также входящей в устройство простейшего карбюратора В ней находится пустотелый латунный поплавок, который соединен с запорной иглой (см. рисунок 2). Поплавок в карбюраторе мотоцикла поднимается в случае наполнения бензином поплавковой камеры до определенного уровня, и запорная игла ограничивает поступление бензина в поплавковую камеру простейшего карбюратора мотоцикла.
Рис. 2. Устройство карбюратора К-30.
Как только бензин начнет расходоваться, уровень его в поплавковой камере упадет, поплавок опустится, а запорная игла снова откроет доступ бензина в поплавковую камеру.
Принцип работы простейшего карбюратора мотоцикла
Во время движения поршня вверх (на рисунке 1 изображен двухтактный двигатель) в картере, а затем во впускном трубопроводе создается разрежение. Под действием разрежения атмосферный воздух устремляется в картер двигателя мотоцикла; одновременно из распылителя простейшего карбюратора мотоцикла под действием разрежения вытекает бензин.
Поток воздуха увлекает за собою вытекающий бензин. Он, перемещаясь с большой скоростью, размельчает на мелкие частицы струю бензина. Эти частицы испаряются и затем перемешиваются с воздухом. В итоге в смесительной камере простейшего карбюратора мотоцикла происходит образование горючей смеси.
Карбюратор, в зависимости от режима работы двигателя мотоцикла, должен обеспечить:
1. Богатую топливную смесь при пуске двигателя.
2. Обогащенную смесь на малых нагрузках и холостом ходу.
3. Обедненную смесь на средних нагрузках.
4. Обогащенную смесь во время полной нагрузки.
Простейший карбюратор не способен обеспечить двигатель мотоцикла горючей смесью, которая бы обладала нужным составом во время работы на всех режимах.
Чтобы удовлетворить эти требования, карбюраторы мотоциклов имеют ряд дополнительных устройств, обеспечивающих приготовление требуемой горючей смеси для всех условий работы двигателя, устройство которых можно изучить в статье Общее устройство карбюраторов советских мотоциклов.