Программа расчета, в основу которой положен векторный анализ, осуществляет такую ориентацию зеркала, чтобы нормативная зона, представляющая собой треугольник ABC, оказалась в пределах контура зеркала. Итерации продолжаются до тех пор, пока треугольник окажется вписанным в контур зеркала или пока не будет установлена невозможность удовлетворения этому условию.
Рис. 23. Поля видимости с места водителя в наружные зеркала заднего вида: 1 и 2 — граница левого зеркала, видимая соответственно правым и левым глазом на нормативной плоскости; 3 и 4 — границы правого зеркала, видимые соответственно правым и левым глазом на нормативной плоскости; 5 — нормативные зоны.
Рис. 24. Характерные точки зеркала, используемые для подготовки исходных данных расчета.
Параметры нормативных зон и условные положения глаз водителя, так же как и в программе определения передней обзорности, введены непосредственно в программу и соответствуют требованиям проекта Правил.
Нормативная зона внутреннего зеркала заднего вида (рис. 22 в части 2), спроектированная на вертикальную поперечную плоскость, отстоящую от крайней задней точки автомобиля на 20 м, будет иметь вид равнобедренного треугольника с вершинами равных углов в ближайших к автомобилю угловых точках нормативной зоны. Третья вершина — в точке горизонта, соответствующей среднему продольному сечению автомобиля.
Рис. 25. Отображение нормативной зоны видимости в плоскости наружного левого зеркала заднего вида.
Рис. 26. Поля видимости с места водителя в наружное левое зеркало заднего вида легкового автомобиля по отношению к нормативной зоне видимости: 1 — поле видимости правого глаза; 2 — поле видимости левого глаза; 3 — нормативная зона.
Рис. 27. Поля видимости с места водителя во внутреннее зеркало заднего вида автомобиля по отношению к нормативной зоне видимости: 1 — граница зеркала для правого глаза; 2 — нормативная зона; 3 — точка горизонта: 4 — уровень дороги; 5 — граница заднего окна для левого глаза; 6 — граница зеркала для левого глаза; 7 — граница заднего окна для правого глаза.
Зеркало ориентируется таким образом, чтобы лучи, выходящие из точек, представляющих собой условные положения глаз водителя (см. рис. 22 в части 2), отраженные от его поверхности, попадали в точки В и С нормативного треугольника. Отраженные лучи должны быть симметричными средней продольной плоскости автомобиля и проходить через заднее окно в пределах его контура. Положение точек, образованных пересечением лучей с поверхностью зеркала, сравнивается с положением его границ. Итерации продолжаются до тех пор, пока нормативная зона не окажется в пределах границ зеркала или пока не будет установлена невозможность удовлетворения этому условию. В вертикальной плоскости осуществляется аналогичная процедура.
Программа для правого наружного зеркала отличается от программы для левого зеркала параметрами нормативной зоны, представляющей собой неправильный четырехугольник.
Расчетные результаты печатаются на АЦПУ в виде таблиц координат фронтальных проекций нормативных зон на плоскости зеркал и проекций зеркал на плоскости нормативных зон в бинокулярном поле видимости. На рис. 23 показаны поля видимости с места водителя легкового автомобиля нормативных зон через наружные зеркала заднего вида.