В устройство аккумуляторной батареи мотоцикла (см. рисунок 1) входят три аккумулятора, которые соединены последовательно.
В устройство каждого из этих трех аккумуляторов включены отрицательные и положительные пластины, которые погружены в сосуд с электролитом.
Пластины аккумуляторов аккумуляторной батареи мотоцикла состоят из свинцовых решеток, в которые запрессована активная масса. В положительных пластинах она состоит в основном из свинцового сурика, а в отрицательных — из свинцового глета, вследствие этого у положительных пластин цвет красноватый, а у отрицательных — серый с синеватым оттенком. Каждая пластина аккумуляторов аккумуляторной батареи мотоцикла в зависимости от размеров может взять на себя определенный электрический заряд.
Чтобы получить больший электрический заряд, устанавливают несколько одноименных пластин, при этом отрицательных пластин должно быть больше на одну. Комплекты отрицательных и положительных пластин аккумуляторов с помощью свинцовых соединительных пластин-бареток объединяют в полублоки. У бареток сверху есть полюсные штыри. Чтобы платины аккумуляторов защитить от замыкания, между них устанавливают сепараторы, выполненные из мягких пород дерева (кедра, ольхи, липы), стекловолокна, пластмассы или эбонита.
Блоком пластин аккумуляторов называют полублоки отрицательных и положительных пластин, находящихся в сборе с сепараторами.
Рис. 1. Устройство аккумуляторной батареи 3МТ-14, выпускавшейся в СССР и устанавливаемой на советские мотоциклы.
Аккумуляторные банки аккумуляторной батареи мотоцикла изготовляются из кислотоупорной пластмассы либо эбонита. Как правило, в устройство каждой банки входят три отделения, на дне которых делаются выступы — ребра, предохраняющие нижние части пластин от замыкания выкрошившейся активной массой.
Сверху банка аккумуляторной батареи мотоцикла закрывается крышкой и заливается специальной массой. В крышке имеется отверстие для заливки в аккумулятор электролита, которое закрывается пробкой, имеющей вентиляционное отверстие для выхода газа.
Электролит, заливаемый в аккумуляторы мотоциклов, характеризуется своей плотностью, которая должна соответствовать заводским инструкциям и может быть различной, в зависимости от климатических условий, при которых происходит эксплуатация мотоцикла (см. таблицу 1). Плотность имеет максимальное значение у заряженного аккумулятора мотоцикла и минимальное значение у разряженного.
Состояние аккумулятора мотоцикла | Летом | Зимой | |||
---|---|---|---|---|---|
Южные районы | Центральные и северные районы | Южные районы | Центральные районы | Северные районы | |
Полностью заряженный | 1,24 | 1,27 | 1,27 | 1,29 | 1,31 |
Разряженный на 25% | 1,205 | 1,24 | 1,24 | 1,26 | 1,28 |
Разряженный на 50% | 1,17 | 1,21 | 1,21 | 1,23 | 1,25 |
Полностью разряженный | 1,10 | 1,14 | 1,14 | 1,16 | 1,19 |
Зимой в аккумуляторных батареях мотоциклов применяют электролит повышенной плотности, так как электролит, имеющий меньшую плотность, быстрее замерзает, что видно из табл. 2.
Плотность электролита | 1,16 | 1,23 | 1,29 |
Температура замерзания | -16 °C | -40 °C | -74 °C |
Аккумуляторные заводы не рекомендуют разряжать зимой аккумуляторные батареи мотоциклов более 25% во избежание замерзания электролита, а летом более 50%, для предупреждения сульфатации пластин аккумулятора (см. табл. 1).
Электролит для аккумуляторной батареи мотоцикла приготовляют следующим образом: в стеклянную или другую кислотоупорную посуду вливают нужное количество дистиллированной воды, затем медленно, тонкой струей льют в воду кислоту, при этом перемешивая смесь с помощью стеклянной палочки. Вливать вначале кислоту, а затем воду нельзя, потому что это вызовет бурную реакцию, и в итоге брызги могут попасть на тело и одежду и вызвать ожоги. В случае попадания электролита либо кислоты на тело и одежду надо немедленно смочить это место 10% водным раствором аммиака (нашатырным спиртом) или 10% водным раствором соды.
Для приготовления электролита для аккумуляторной батареи мотоцикла необходимой плотности на 1 л дистиллированной воды надо взять количество серной кислоты (уд. вес 1,83), указанное в табл. 3.
Необходимая плотность электролита при 15 °C | На 1 л воды взять серной кислоты | Необходимая плотность электролита при 15 °C | На 1 л воды взять серной кислоты | ||
---|---|---|---|---|---|
см3 | граммы | см3 | граммы | ||
1,100 | 91,0 | 167,4 | 1,240 | 260,0 | 478,0 |
1,142 | 135,2 | 249,0 | 1,251 | 275,0 | 503,0 |
1,162 | 157,0 | 289,0 | 1,262 | 290,0 | 534,2 |
1,171 | 167,8 | 308,6 | 1,273 | 306,6 | 565,0 |
1,190 | 191,0 | 351,7 | 1,285 | 324,7 | 598,0 |
1,200 | 203,7 | 375,3 | 1,308 | 363,8 | 670,0 |
1,210 | 216,8 | 399,6 | |||
1,230 | 246,5 | 454,7 |
Под емкостью аккумулятора мотоцикла понимается количество электричества, которое отдает заряженный полностью аккумулятор во время разрядки до наименьшего значения, которое указано заводом. При этом емкость аккумулятора мотоцикла измеряют в ампер-часах (а-ч), то есть произведением значения тока разряда на время, в течение которого происходила разрядка.
У каждого свинцового аккумулятора мотоцикла, независимо от размера, напряжение в среднем равно 2 В. В случае соединения трех аккумуляторов последовательно напряжение у аккумуляторной батареи составляет 6 В.
Аккумуляторные батареи устанавливаются на мотоцикле на специальной площадке, расположенной, как правило, ниже седла водителя, и крепятся хомутами.