Техническое обслуживание коробок передач мотоциклов М-72, ИЖ-49, К-125 и М1А «Москва» и уход за ними. Регулировка механизма переключения передач

Мотоцикл М-72

Мотоцикл М-72. Автор фото Спасимир (Spasimir Pilev), CC BY-SA 4.0, через Викисклад.

Ежедневное техническое обслуживание коробок передач мотоциклов ИЖ-49, М-72, К-125 и М1А «Москва»

При выполнении ежедневного технического обслуживания коробок передач на мотоциклах К-125, М-72, М1А «Москва», ИЖ-49 необходимо:

1. Проверять действие механизма переключения передач мотоцикла, а также пускового механизма.

2. Проверять крепление коробки передач (на мотоцикле М-72), тяг, рычагов, а также педалей.

3. Смазывать ось педали переключения передач.

Первое техническое обслуживание коробок передач мотоциклов ИЖ-49, М-72, К-125 и М1А «Москва»

При выполнении первого технического обслуживания коробок передач на мотоциклах М1А «Москва», К-125, М-72, ИЖ-49 необходимо:

1. Проверять состояние регулировки коробки передач мотоцикла М-72 и при необходимости регулировать.

2. Проверять в картере коробки передач уровень масла, при необходимости доливать; выбор сорта масла и заливку его в коробку передач производить в соответствии с данными таблицы 1.

Таблица 1 — Марки масел СССР, которые применялись для мотоциклов М-72, ИЖ-49, К-125, М1А «Москва» при эксплуатации зимой и летом
Модель мотоциклаПрименяемая марка маслаКонтроль уровня масла
летомзимой
М-72АК-10 или АК-15АК-6До нижних ниток резьбы маслоналивного отверстия
ИЖ-49АК-10 или АК-15АК-6Между меток, нанесенных на щупе, при незавернутой пробке
К-125 и М1А «Москва»АК-10 или АК-15АК-6До верхней метки контрольного стержня (щупа)

Второе техническое обслуживание коробок передач мотоциклов ИЖ-49, М-72, К-125 и М1А «Москва»

При выполнении второго технического обслуживания коробок передач на мотоциклах ИЖ-49 К-125, М1А «Москва», М-72 необходимо заменить смазку согласно особому графику после следующего пробега: для мотоцикла М-72 — 4000 км, для мотоцикла ИЖ-49 — 3000 км, для мотоциклов К-125 и М1А «Москва» — 5000 км.

Смену масла рекомендуется производить сразу же после возвращения мотоцикла из рейса, когда масло в картере еще горячее (более жидкое).

Замену масла в картере при техническом обслуживании делают в такой последовательности:

1. Откручивают спускную пробку и отработавшее масло сливают.

2. Для промывки в картер заливают для мотоцикла М-72 — 0,5 литра, для мотоциклов К-125 и М1А «Москва» — 0,3 литра, для мотоцикла ИЖ-49 — 1 литр масла и запускают двигатель. Затем дают двигателю поработать 3–5 минут и масло сливают.

3. В картер коробки передач наливают новое масло до уровня, который указан в таблице 1.

При выполнении технического обслуживания зимой особенно на мотоциклах М1А «Москва», К-125 и ИЖ-49, имеющих масляное сцепление, масло в картере коробки передач рекомендовано разжижать, доливая 10–15% бензина.

Регулировка механизма переключения передач мотоцикла М-72

В коробке передач советского мотоцикла М-72 регулировке подвергается ход кривошипа собачек, что можно осуществить при помощи дух регулировочных упорных винтов. Цель данной регулировки состоит в достижении такого положения, когда поворот кривошипа происходил бы на одну передачу. Методика регулировки такая:

1. Осуществить включение второй передачи мотоцикла М-72.

2. У регулировочных упорных винтов коробки передач мотоцикла М-72 открутить контргайки и затем выкрутить сами винты.

3. Выполнить переключение на третью передачу на мотоцикле М-72 со второй с помощью ножной педали, при этом должен раздаться щелчок фиксатора. Придерживая во включенном положении педаль ножного переключения передач мотоцикла М-72, с помощью отвертки закручивают нижний регулировочный винт, пока он не упрется в торец кривошипа, затем его надо законтрить при помощи гайки.

4. Выполнить переключение на вторую передачу на мотоцикле М-72 с третьей с помощью ножной педали. Держа во включенном состоянии ножную педаль, закручивают с помощью отвертки верхний регулировочный винт, пока он не упрется в торец кривошипа, затем надо законтрить его при помощи гайки.