Уход за карданной передачей мотоцикла М-72: Смазка карданного вала, замена масла в картере редуктора

Мотоцикл М-72

Мотоцикл М-72 на выставке исторической военной техники. Автор фото Stolbovsky, CC BY-SA 3.0, через Викисклад.

Надлежащее техническое обслуживание и уход за карданной передачей имеет важное значение для обеспечения бесперебойной и эффективной работы мотоцикла, особенно модели M-72. Мотоцикл М-72, который выпускался Советским Союзом в середине 20-го века, оснащен уникальной системой карданной передачи, которая передает мощность от двигателя на заднее колесо. Карданная передача требует регулярного ухода для поддержания ее функциональности и продления срока службы. Разбираясь в ключевых компонентах и применяя основные методы технического обслуживания, любители мотоциклов могут обеспечить оптимальную производительность и долговечность карданной передач своего мотоцикла М-72.

Уход за карданной передаче мотоцикла М-72 включает в себя смазку жесткого кардана. Для этого резиновую шайбу 24 (см. рис. 1) отодвигают по валу к упругому кардану, отвертывают чехол 22 (вращать вправо) и через масленку посредством шприца нагнетают солидол в крестовину кардана.

Устройство карданного вала и редуктора мотоцикла М-72: 1 – карданный вал; 2 – диск; 3 – резиновая муфта; 4 – диск; 5 – стальная обойма; 6 – замочное кольцо; 7 – вилка; 8 – крестовина; 9 – шлицы; 10 – воротник сальника; 11 – крышка; 12 – бронзовая втулка; 13 – ступица; 14 – картер; 15 – ведомая шестерня; 16 – роликовый подшипник, 17 и 18 – шариковые подшипники; 19 – клин; 20 – вилка; 21 – ролики; 22 – металлический чехол; 23 – обойма подшипника; 24 – резиновая шайба

Рис. 1. Устройство карданного вала и редуктора мотоцикла М-72: 1 – карданный вал; 2 – диск; 3 – резиновая муфта; 4 – диск; 5 – стальная обойма; 6 – замочное кольцо; 7 – вилка; 8 – крестовина; 9 – шлицы; 10 – воротник сальника; 11 – крышка; 12 – бронзовая втулка; 13 – ступица; 14 – картер; 15 – ведомая шестерня; 16 – роликовый подшипник, 17 и 18 – шариковые подшипники; 19 – клин; 20 – вилка; 21 – ролики; 22 – металлический чехол; 23 – обойма подшипника; 24 – резиновая шайба.

Уход за мотоциклом М-72 через 1000 км состоит в проверке и в случае надобности в пополнении уровня масла в картере редуктора. Для этого отвертывают пробку 1 (рис. 2) наливного отверстия 2 и проверяют уровень масла, который должен быть у нижних ниток резьбы.

Проверка уровня масла в редукторе мотоцикла М-72: 1 – пробка; 2 – наливное отверстие; 3 – спускная пробка

Рис. 2. Проверка уровня масла в редукторе мотоцикла М-72: 1 – пробка; 2 – наливное отверстие; 3 – спускная пробка.

Уход за мотоциклом М-72 через каждые 5000 км состоит в замене масла. Для этого отвертывают спускную пробку 3 и пробку наливного отверстия 2 и выпускают масло. После спуска масла в картер заливают 100-150 г керосина и промывают редуктор, повертывая несколько раз заднее колесо; затем спускают керосин, а картер заполняют до нужного уровня автомобильным маслом АК-9,5.

Уход за редуктором главной передачи мотоцикла М-72 включает регулировку зазора между зубьями шестерен, который должен быть в пределах 0,10-0,15 мм. Регулировку зазора производят подбором прокладок при сборке редуктора.