Устройство и принцип работы генераторов Г-11, Г-35 и Г-36 мотоциклов М-72, ИЖ-49, К-125 и М1А «Москва»

Мотоцикл М-72

Мотоцикл М-72. Автор фото DALIBRI, CC BY-SA 4.0, через Викисклад.

Отличия реального генератора от простейшего

Устройство генератора мотоцикла аналогично устройству простейшего генератора, но в реальных мотоциклетных генераторах:

1. Образование магнитного поля происходит с помощью электромагнитов, дающих возможность сделать поле более сильным.

2. С целью увеличения напряжения применяют не 1 виток провода, а их большое количество.

В устройство генератора Г-11 мотоцикла М-72, генератора Г-36 мотоцикла ИЖ-49 и генератора Г-35 мотоциклов М1А «Москва» и К-125 входят следующие основные части:
1. Корпус с электромагнитами.
2. Щетки (рис. 1).
3. Якорь с коллектором.

Устройство и принцип работы генераторов мотоциклов М-72, ИЖ-49, К-125, М1А «Москва»

Рис. 1. Устройство и принцип работы генераторов мотоциклов М-72, ИЖ-49, К-125, М1А «Москва».

Устройство основных частей генератора мотоцикла

1. Корпус с электромагнитами. У генератора мотоцикла корпус (рис. 2 и 3) выполнен из мягкого сорта стали и у него цилиндрическая форма. К корпусу с помощью винтов внутри закреплены у генератора модели Г-11 один полюс, а у генераторов моделей Г-35, Г-36 шесть полюсов. На этих полюсах размещается обмотка возбуждения. Полюса и обмотка возбуждения вместе образуют электромагниты, которые генерируют магнитное поле. Корпус, представляя собой основанием для крепления деталей мотоциклетного генератора, служит также магнитопроводом для магнитного потока, который создается электромагнитами.

Устройство генератора Г-11 мотоцикла М-72

Рис. 2. Устройство генератора Г-11 мотоцикла М-72.

2. Якорь с коллектором смонтирован с небольшим зазором между полюсами и приводится во вращение с помощью коленчатого вала двигателя мотоцикла. Набранный из стальных пластин, которые изолированы лаком или окалиной друг от друга, сердечник устанавливается на валу якоря. У сердечника с внешней стороны есть продольные пазы, где размещается обмотка якоря. Концы этой обмотки соединены с коллектором.

Коллектор с щетками предназначен для сбора, а также выпрямления переменного тока, который индуктируется в обмотке якоря генератора мотоцикла. Коллектор состоит из медных платин, которые установлены на валу якоря на изолированной втулке.

3. Щетки размещены в щеткодержателях, установленных у генератора Г-11 мотоцикла М-72 на крышке, а у генератора Г-35 мотоциклов М1А «Москва» и К-125 и генератора Г-36 мотоцикла ИЖ-49 на торцовой внутренней части корпуса генератора. Материалом, из которого делают щетки генератора, служит графит или сплав меди и графита.

На мотоциклах моделей М-72 во вращение якорь мотоциклетного генератора приводится от коленвала двигателя шестеренчатым приводом. На мотоциклах моделей М1А «Москва», К-125, ИЖ-49 якорь закреплен прямо на конце коленвала.

Устройство генератора Г-36 мотоцикла ИЖ-49

Рис. 3. Устройство генератора Г-36 мотоцикла ИЖ-49.

Принцип работы генератора

У генератора мотоцикла принцип работы основан на использовании электромагнитной индукции.

Изначально, когда якорь неподвижен, магнитное силовое поле создается с помощью остаточного магнетизма в корпусе и полюсах генератора.

Обмотка якоря при его вращении пересекает магнитные силовые линии, вследствие чего в ней индуктируется электрический ток, идущий в обмотку возбуждения электромагнитов и во внешнюю цепь, в результате чего магнитное силовое поле увеличивается. Обмотка якоря генератора мотоцикла постепенно будет пересекать все больше магнитных силовых линий, из-за чего индуктированный ток и напряжение будут возрастать.

У генератора напряжение и ток могут меняться в достаточно широких пределах, однако для того, чтобы мотоцикл работал нормально нужны напряжение и ток некоторой определенной величины. В связи с этим для ограничения увеличения напряжения и тока мотоциклетного генератора используют приборы, носящие название реле-регуляторов. У генераторов моделей Г-35 мощность равна 35 Вт, а у генераторов моделей Г-11 и Г-36 мощность равна 45 Вт, при этом напряжение составляет 6 вольт.

Как можно увидеть на рисунке 1, цепь обмоток возбуждения мотоциклетного генератора и цепь потребителей тока мотоцикла к щеткам генератора подключены параллельно, данное соединение называют шунтовым.

https://promebel62.ru встраиваемый шкаф купе купить в рязани.