Органы управления мотоциклов М-72, ИЖ-49, К-125 и М1А «Москва»: Рычаги, вращающиеся рукоятки, педали, гибкие тросы, переключатели. Их неисправности и техническое обслуживание

Мотоцикл М1А

Мотоцикл М1А «Москва». Автор фото Andshel, CC BY-SA 3.0, через Викисклад.

Органы управления мотоциклов М-72, ИЖ-49, К-125 и М1А «Москва» предназначены для того, чтобы управлять работой приборов, механизмов и агрегатов мотоцикла. По своему устройству и действию органы управления советских мотоциклов подобны друг другу и отличаются лишь размером и внешней формой.

Расположение органов управления мотоциклов ИЖ-49, М-72, К-125 и М1А «Москва» видно на рис. 1.

Рычаги мотоциклов М-72, ИЖ-49, К-125 и М1А «Москва»

Рычаги на мотоциклах ИЖ-49, К-125, М-72 и М1А «Москва» используются для того, чтобы приводить в действие сцепление, ручной тормоз, опережение зажигания и декомпрессор. Каждый из них представляет из себя двуплечий рычаг с кронштейном, укрепленным на руле. Одно плечо рычага (длинное) служит для давления на него кистью руки, другое (короткое) — для крепления к нему троса.

Рычаг крепится к кронштейну посредством оси-винта.

Органы управления мотоциклов М-72, ИЖ-49, К-125 и М1А «Москва»

Рис. 1. Органы управления мотоциклов М-72, ИЖ-49, К-125 и М1А «Москва».

Вращающиеся рукоятки мотоциклов ИЖ-49, М-72, К-125 и М1А «Москва»

Вращающиеся рукоятки применяются для приведения в действие дроссельного золотника карбюратора и бывают двух типов: ползунковые, которые устанавливаются на мотоциклах М-72 и ИЖ-49, и катушечные, которые устанавливаются на мотоциклах К-125 и М1А «Москва».

В устройство ползунковых рукояток мотоциклов входят спираль, трубка, корпус ручки и ползун. Во время вращения трубки происходит вращение спирали, благодаря чему ползун смещается и трос натягивается, увеличивая подачу горючей смеси. Когда трубка вращается в обратную сторону, происходит освобождение троса и подача уменьшается (см. рисунок 2, а).

Катушечные рукоятки мотоциклов состоят из трубки, рукоятки с катушкой и хомута (рис. 2, б).

Когда трубка вращается, происходит наматывание на катушку троса, из-за чего подача горючей смеси возрастает. Когда рукоятка на мотоцикле вращается в обратную сторону, происходит освобождение троса и уменьшение подачи.

Вращающиеся рукоятки дросселя карбюратора мотоциклов М-72, ИЖ-49, К-125 и М1А «Москва»: а — ползункового типа; б — катушечного типа

Рис. 2. Вращающиеся рукоятки дросселя карбюратора мотоциклов М-72, ИЖ-49, К-125 и М1А «Москва»: а — ползункового типа; б — катушечного типа.

Педаль переключения мотоциклов М-72, К-125, ИЖ-49 и М1А «Москва»

Педаль переключения применяется для переключения передач; педали бывают 2 типов: одноплечие и двуплечие.

Одноплечие педали, устанавливаемые на мотоциклах ИЖ-49, К-125 и М1А «Москва», крепятся жестко на валике механизма переключения передач.

Двуплечие педали, устанавливаемые на мотоциклах М-72, вращаются на своих осях и усилие передают на валики переключения передач посредством рычагов и других деталей.

Педаль заднего (ножного) тормоза мотоциклов М1А «Москва», М-72, ИЖ-49 и К-125

Педаль заднего (ножного) тормоза мотоцикла представляет из себя двуплечий рычаг, у которого короткое плечо соединено с тягой, а у длинного плеча есть площадка, предназначенная для нажатия носком ноги во время торможения.

Гибкие тросы мотоциклов М-72, ИЖ-49, К-125 и М1А «Москва»

Гибкие тросы мотоцикла предназначены для того, чтобы передавать усилие к прибору или механизму от вращающейся рукоятки или рычага.

В устройство гибких тросов мотоциклов М-72, М1А «Москва», ИЖ-49 и К-125 входят сам трос с наконечником и оболочки троса. Трос размещается внутри оболочек. Один его конец прикрепляется к детали, которая подлежит передвижению, а второй — к рычагу или рукоятке. Концы оболочки троса мотоцикла жестко закрепляются: один возле детали, которую нужно передвигать, а второй — возле рукоятки или рычага.

Органы управления приборами электрооборудования мотоциклов ИЖ-49, К-125, М-72 и М1А «Москва»

Действие выключателей и центральных переключателей описано в статье Общее устройство мотоциклов М-72, ИЖ-49, К-125 и М1А «Москва» — Часть 2 из 2: Органы управления, Положения ключа выключателя зажигания, а их устройство описано в статье Устройство и принцип работы батарейного зажигания рабочей смеси в двигателях мотоциклов М-72, ИЖ-49, К-125 и М1А «Москва» — Часть 3 из 4: Прерыватель и прерыватель-распределитель ПМ-05, конденсатор и выключатель зажигания. Здесь же описаны устройство и принцип работы только комбинированной манетки мотоцикла М-72 и переключателя ближнего и дальнего света П-25 мотоциклов ИЖ-49, К-125 и М1А «Москва».

Комбинированная манетка (см. рисунок 3) монтируется на руле мотоцикла М-72. С помощью нее происходит управление опережением зажигания, переключение света и включение электрического звукового сигнала.

Комбинированная манетка мотоцикла М-72

Рис. 3. Комбинированная манетка мотоцикла М-72.

Опережение зажигания на мотоциклах М-72, ИЖ-49, К-125 и М1А «Москва» происходит при помощи рычага, который при повороте натягивает трос, в результате чего происходит поворот диска прерывателя.

Переключение ближнего и дальнего света на мотоциклах К-125, ИЖ-49, М-72, М1А «Москва» выполняется при помощи рычага, который при повороте посредством троса происходит перемещение подвижного контакта переключателя ближнего и дальнего света в мотоциклетной фаре.

Переключатель П-25 ближнего и дальнего света монтируется на руле мотоциклов ИЖ-49, М1А «Москва» и К-125. С помощью него происходит включение электрического звукового сигнала и переключение света (см. рисунок 4).

У переключателя есть пружинный перекидной контакт, который соединяется с помощью рычага переключателя с контактами то ближнего, то дальнего света.

Устройство переключателя дальнего, а также ближнего света П-25

Рис. 4. Устройство переключателя дальнего, а также ближнего света П-25.

Неисправности органов управления мотоциклов М-72, М1А «Москва», ИЖ-49 и К-125

У органов управления мотоциклов М1А «Москва», К-125, ИЖ-49 и М-72 могут быть такие неисправности:

1. Вращающаяся рукоятка управления дроссельным золотником проворачивается туго, что может быть в результате заедания ползуна в спирали трубки, смятия оболочки троса или обрыва жилок троса. Для устранения неисправности необходимо разобрать рукоятку, смазать ползун, зачистить трос. При наличии обрывов жилок заменить трос.

2. Вращающаяся рукоятка дросселя карбюратора мотоцикла самопроизвольно поворачивается. Причиной этого может быть сломанная пружина или ослабший регулирующий винт. Для устранения неисправности необходимо разобрать рукоятку мотоцикла, выполнить осмотр пружины, с помощью винта отрегулировать натяжение пружины, сломанную пружину заменить на новую.

Техническое обслуживание органов управления мотоциклов ИЖ-49, М-72, К-125 и М1А «Москва»

Ежедневно: проверять действие рычагов, рукояток, тяг, а также гибких тросов.

При первом техническом обслуживании органов управления: смазывать солидолом тросы мотоцикла, а при переходе на эксплуатацию зимой промывать и смазывать трос моторным маслом.

При втором техническом обслуживании органов управления:
1. Смазывать вращающуюся рукоятку мотоцикла солидолом. При переходе на эксплуатацию зимой промывать и смазывать ее моторным маслом.
2. Вынимать оси-винты рычагов выключения сцепления и тормоза и смазывать солидолом.