Устройство и принцип работы батарейного зажигания рабочей смеси в двигателях мотоциклов М-72, ИЖ-49, К-125 и М1А «Москва» — Часть 3 из 4: Прерыватель и прерыватель-распределитель ПМ-05, конденсатор и выключатель зажигания

Мотоцикл М-72

Мотоцикл М-72. Автор фото Andrzej Otrębski, CC BY-SA 3.0, через Викисклад.

Устройство прерывателя и прерывателя-распределителя ПМ-05

Прерыватель в системе батарейного зажигания мотоциклов М-72, ИЖ-49, М1А «Москва», К-125 служит для периодического размыкания электрической цепи в первичной обмотке индукционной катушки зажигания, что необходимо для создания в индукционной катушке переменного магнитного поля с целью получения тока с высоким напряжением во вторичной обмотке индукционной катушки зажигания.

Устройство прерывателя мотоциклов ИЖ-49, К-125 и М1А «Москва»

В устройство прерывателя мотоциклов ИЖ-49, М1А «Москва», К-125, установленного на торце корпуса генератора, входят основание, подвижный контакт с рычажком (молоточек), неподвижный контакт (наковальня) и кулачок (рис. 5).

Устройство прерывателя мотоциклов К-125, М1А «Москва», ИЖ-49

Рис. 5. Устройство прерывателя мотоциклов К-125, М1А «Москва», ИЖ-49.

Основание укреплено двумя винтами к торцу генератора. На основании смонтированы неподвижный контакт и рычажок.

Неподвижный контакт, представляющий из себя стойку с вольфрамовым контактом, укреплен к основанию так, что может перемещаться, за счет чего создается возможность регулирования зазора у контактов прерывателя мотоциклов М1А «Москва», К-125 и ИЖ-49.

Рычажок подвижного контакта имеет Г-образную форму, свободно сидит на оси, изготовлен из пластмассы. На одном конце рычажок имеет вольфрамовый контакт, а другой конец его упирается в спиральную пружину, которая держит контакты прерывателя мотоцикла замкнутыми.

Размыкание контактов осуществляется кулачком, который на прерывателе мотоциклов К-125 и М1А «Москва» укреплен жестко болтом к коленчатому валу, а на прерывателе мотоцикла ИЖ-49 подвижно на втулке.

Размеры зазоров у контактов прерывателя следующие:
Мотоцикл К-125: 0,45–0,55 мм.
Мотоцикл М1А «Москва»: 0,4–0,5 мм.
Мотоцикл ИЖ-49: 0,4–0,6 мм.

При наличии в двигателе мотоцикла двух и более цилиндров недостаточно одного прерывателя, необходим и такой прибор, который распределял бы ток высокого напряжения по цилиндрам двигателя. Такие приборы называются распределителями. Они монтируются обычно заодно с прерывателями и называются прерывателями-распределителями.

Устройство прерывателя-распределителя ПМ-05 мотоцикла М-72

На рис. 6 показан прерыватель-распределитель ПМ-05 мотоцикла М-72. В его устройство входят алюминиевый корпус, диск прерывателя с кольцевыми пазами, подвижный контакт с рычажком (молоточек), неподвижный контакт (наковальня), корпус распределителя и ротор (бегунок). Кулачок прерывателя является частью распределительного вала двигателя мотоцикла М-72 (рисунок 7).

Устройство прерывателя-распределителя ПМ-05 мотоцикла М-72

Рис. 6. Устройство прерывателя-распределителя ПМ-05 мотоцикла М-72.

На диске прерывателя смонтированы неподвижный и подвижный контакты. Неподвижный контакт крепится к диску стопорным винтом. Кроме того, в продольный паз стойки неподвижного контакта входит эксцентриковый регулировочный винт, поворотом которого при отпущенном стопорном винте осуществляется регулирование зазора, находящегося между контактов прерывателя.

Рычажок подвижного контакта прерывателя мотоцикла М-72 свободно сидит на оси, изолирован от диска и массы мотоцикла текстолитовой изоляционной втулкой и имеет пластинчатую пружину, которая держит контакты прерывателя замкнутыми. Кроме того, на диске установлена стойка с пружиной, на конце которой укреплен фетровый сальник. Фетр сальника пропитывается маслом, предназначенным для смазки кулачка прерывателя мотоцикла М-72.

Размыкаются контакты прерывателя двумя кулачками переднего конца распределительного вала. Зазор при разомкнутом состоянии между контактами прерывателя должен равняться 0,4–0,5 миллиметров.

Корпус распределителя мотоцикла М-72 изготовлен из материала, не проводящего электрический ток, — бакелита. Снаружи корпус имеет три контакта (гнезда) для проводов высокого напряжения, из которых два соединены с запальными свечами, а третий, средний, — с центральным контактом индукционной катушки. Внутри корпуса имеются также три контакта — один центральный и два боковых.

Ротор распределителя (бегунок) мотоцикла М-72 также изготовлен из бакелита. В центре вращения он имеет пружинящий контакт, а на фланце — пластинчатый контакт.

Ротор установлен на конце распределительного вала мотоцикла М-72 (см. рис. 7). Для передачи вращения и фиксации установки в определенном положении он имеет сухарь с винтом, который заходит в вырез переднего конца распределительного вала.

Устройство распределительного вала двигателя внутреннего сгорания мотоцикла М-72

Рис. 7. Устройство распределительного вала двигателя внутреннего сгорания мотоцикла М-72.

Назначение и устройство конденсатора в системе батарейного зажигания

Конденсатор в системе батарейного зажигания двигателя мотоциклов М-72, ИЖ-49, М1А «Москва», К-125 служит для предохранения контактов прерывателя от быстрого обгорания и для повышения напряжения в индукционной катушке на вторичной обмотке.

Конденсатор состоит из 2-х полос фольги из алюминия, друг от друга изолированных двумя полосами тонкой парафинированной бумаги; все это вместе скатывается в виде рулончика и помещается в цилиндрический металлический корпус. Одна полоса фольги соединяется с корпусом, другая — с изолированным контактом прерывателя мотоцикла.

Конденсатор на мотоциклах М1А «Москва», К-125 и ИЖ-49 прикрепляется к торцу генератора, а на мотоцикле М-72 устанавливается в камере корпуса прерывателя (см. рисунок 6). В цепь конденсатор подключен параллельно контактам прерывателя.

Емкость конденсаторов мотоциклов измеряется в микрофарадах (мкФ) и составляет 0,17–0,25 мкФ.

Назначение и устройство выключателя зажигания в системе батарейного зажигания

Выключатель зажигания служит для остановки работающего двигателя путем выключения источников тока из цепи приборов зажигания. Выключатель зажигания мотоциклов М-72 и М1А «Москва» расположен совместно с центральным переключателем в фаре мотоцикла, а на мотоциклах К-125 и ИЖ-49 выключатели зажигания расположены в распределительной коробке. Выключатели зажигания снабжаются замком с ключом.

Устройство выключателя зажигания мотоциклов М-72 и М1А «Москва»

Выключатель зажигания мотоциклов М-72 и М1А «Москва», как видно на рис. 8, имеет два контакта: подвижный и неподвижный. Когда ключ вынут и зажигание выключено, контакты размыкаются с помощью пружины, а когда зажигание находится во включенном состоянии, ключ давит на толкатель, тем самым контакты замыкаются, и через них начинает проходить ток, питающий приборы зажигания.

Устройство выключателя зажигания и центрального переключателя мотоциклов М-72 и М1А «Москва»

Рис. 8. Устройство выключателя зажигания и центрального переключателя мотоциклов М-72 и М1А «Москва».

Устройство выключателя зажигания мотоциклов ИЖ-49 и К-125

На мотоциклах ИЖ-49 и К-125 выключатель зажигания является частью общего центрального переключателя. Он состоит из пластмассового барабана, на цилиндрической поверхности которого закреплена ступенчатая латунная лента, к которой прижимаются три скользящих контакта. При вращении барабана при помощи ключа включается зажигание мотоцикла и одновременно другие потребители тока.

Вращением ключа можно получить шесть различных положений включения потребителей.

Все части: 1 | 2 | 3 | 4