Центробежный регулятор числа оборотов дизельного автомобиля — Часть 1. Общие данные

Июнь 10th, 2013

Двухрежимный центробежный регулятор, устанавливаемый на двигателях ЯАЗ, служит для автоматического поддержания на режиме малых оборотов холостого хода постоянного числа оборотов коленвала двигателя в пределах 400—500 об/мин, а также для ограничения макс. оборотов в пределах 1950—2050 об/мин.

Схема регулятора показана на рис. 29. Вал 29 регулятора во вращение приводится посредством шлицевой муфты от переднего конца вала верхнего ротора нагнетателя воздуха. Как единое целое с валом вращается ступица 28. На укрепленных в приливах ступицы осях 30 установлены шарнирно две пары грузов: тяжелые грузы 25 малых оборотов и легкие грузы 26 больших оборотов. На вал надета втулка подвижная 22, имеющая возможность перемещаться свободно вдоль всего вала. Торец заднего (по рис. 29 — правого) конца втулки постоянно соприкасается с лапками 24 легких грузов, а установленный на ее переднем (левом) конце упорный шариковый подшипник 19 — с вилкой 20, укрепленной на вертикальном валике 21.

Центробежный регулятор числа оборотов дизельного автомобиля - Часть 1. Общие данные

Рис. 29. Регулятор числа оборотов: 1 — винт регулировочный; 2 — гайка; 3 — гильза пружины больших оборотов; 4 — стакан пружины малых оборотов; 5 — прилив корпуса регулятора; 6 — малец двуплечего рычага; 7 — палец кривошипа; 8 — кривошип; 9 — палец; 10 и 11 — рычаги; 12 — кулиса; 13 — рычаг кулисы; 14 — винт буферный; 15 — вырез кулисы; 16 — уступ выреза кулисы; 17 — рычаг дифференциальный; 18 — рычаг двуплечий; 19 — упорный шариковый подшипник; 20 — вилка; 21 — валик вилки; 22 — подвижная втулка; 23 — выступ тяжелого груза; 24 — лапка легкого груза; 25 — тяжелый груз; 26 — легкий груз; 27 — тяга; 28 — ступица; 29 — вал регулятора; 30 — ось грузов; 31 — пружина больших оборотов; 32 — пружина малых оборотов; 33 — валик управления рейками насосов форсунок.

Сверху на валике 21 помещен двуплечий рычаг 18. На пальце 6, запрессованном в этот рычаг, установлен шарнирно рычаг дифференциальный 17, к одному концу которого присоединена тяга 27 от рычага валика 33 управлении рейками насосов-форсунок. Второй конец дифференциального рычага имеет паз, охватывающий палец 7 кривошипа 8. Сверху на валике кривошипа жестко укреплены рычаг 10, связанный с педалью регулирования подачи топлива тягой, и рычаг 11, палец 9 которого может перемещаться по вырезу кулисы 12.

Пока двигатель не работает, грузы регулятора удерживаются в положении наибольшего приближения к оси вала 29 силой упругости пружин 31 и 32, передаваемой легким грузам через стакан 4, двуплечий рычаг, валик 21, вилку 20 и подвижную втулку, а от легких грузов тяжелым грузам через их выступы 23.

Во время работы двигателя вал регулятора вместе со ступицей 28 и грузами вращается, и обе пары грузов, стремящиеся двигаться прямолинейно по инерции, расходятся, удаляясь от оси вала 29. При этом лапки легких грузов перемещают втулку 22 по валу вперед (влево) и ее упорный шариковый подшипник повертывает вилку 20 и валик 21 против часовой стрелки. Повертывающийся как одно целое с валиком двуплечий рычаг 18 давит на стакан 4 и сжимает сначала пружину 32 малых оборотов, а затем, когда буртик стакана 4 упрется в торец гильзы 3, более сильную пружину 31 больших оборотов. При сжатии сила упругости пружин увеличивается.

Пружины противодействуют расхождению грузов регулятора. Когда по мере сжатия сила, с которой пружины действуют на грузы, станет достаточной для удержания их при данном числе оборотов в минуту на неизменном расстоянии от оси вала 29, расхождение грузов прекратится, и они будут двигаться по окружности.

Рубрики: Дизельные автомобили |