Устройство центробежного регулятора оборотов дизельных двигателей ЯАЗ-204 (ЯАЗ-М204) и ЯАЗ-206 (ЯАЗ-М206) — Часть 1 из 3

Автомобиль МАЗ-200

Дизельный автомобиль МАЗ-200. Автор фото Andshel, CC BY-SA 3.0, через Викисклад.

Устанавливаемый на дизельных двигателях ЯАЗ-204, ЯАЗ-206 двухрежимный центробежный регулятор оборотов предназначен для автоматического поддержания на малых оборотах холостого хода постоянных оборотов коленчатого вала дизельного двигателя в диапазоне 400–500 об/мин и для ограничения наибольших оборотов в диапазоне 1950–2050 об/мин.

На рисунке 1 изображено устройство центробежного регулятора оборотов дизельных двигателей ЯАЗ-204, ЯАЗ-206. Вал 29 центробежного регулятора оборотов приводится от переднего конца вала верхнего ротора нагнетателя воздуха во вращение при помощи шлицевой муфты. Ступица 28 вращается с валом как единое целое. На осях 30, закрепленных в приливах ступицы, шарнирно смонтированы две пары грузов: легкие грузы 26 больших оборотов и тяжелые грузы 25 малых оборотов. Подвижная втулка 22 надета на вал. Она имеет возможность вдоль всего вала свободно перемещаться. Торец заднего (по рисунку 1 — правого) конца втулки соприкасается постоянно с лапками 24 легких грузов, а упорный шариковый подшипник 19, который установлен на ее переднем (по рисунку 1 — левом) конце, соприкасается с вилкой 20, которая закреплена на вертикальном валике 21.

Устройство центробежного регулятора оборотов дизельных двигателей ЯАЗ-204, ЯАЗ-206: 2 — гайка; 1 — регулировочный винт; 4 — стакан пружины малых оборотов; 3 — гильза пружины больших оборотов дизельного двигателя; 6 — палец двуплечего рычага; 5 — прилив корпуса центробежного регулятора оборотов; 8 — кривошип; 7 — палец кривошипа; 10 и 11 — рычаги; 9 — палец; 13 — рычаг кулисы; 12 — кулиса; 15 — вырез кулисы; 14 — винт буферный; 17 — дифференциальный рычаг; 16 — уступ выреза кулисы; 19 — подшипник упорный шариковый; 18 — двуплечий рычаг; 21 — валик вилки; 20 — вилка; 23 — выступ тяжелого груза; 22 — втулка подвижная; 25 — тяжелый груз; 24 — лапка легкого груза; 27 — тяга; 26 — легкий груз; 29 — вал центробежного регулятора оборотов; 28 — ступица; 31 — пружина больших оборотов дизельного двигателя; 30 — ось грузов; 33 — валик для управления рейками насосов форсунок; 32 — пружина малых оборотов дизельного двигателя

Рис. 1. Устройство центробежного регулятора оборотов дизельных двигателей ЯАЗ-204, ЯАЗ-206: 2 — гайка; 1 — регулировочный винт; 4 — стакан пружины малых оборотов; 3 — гильза пружины больших оборотов дизельного двигателя; 6 — палец двуплечего рычага; 5 — прилив корпуса центробежного регулятора оборотов; 8 — кривошип; 7 — палец кривошипа; 10 и 11 — рычаги; 9 — палец; 13 — рычаг кулисы; 12 — кулиса; 15 — вырез кулисы; 14 — винт буферный; 17 — дифференциальный рычаг; 16 — уступ выреза кулисы; 19 — подшипник упорный шариковый; 18 — двуплечий рычаг; 21 — валик вилки; 20 — вилка; 23 — выступ тяжелого груза; 22 — втулка подвижная; 25 — тяжелый груз; 24 — лапка легкого груза; 27 — тяга; 26 — легкий груз; 29 — вал центробежного регулятора оборотов; 28 — ступица; 31 — пружина больших оборотов дизельного двигателя; 30 — ось грузов; 33 — валик для управления рейками насосов форсунок; 32 — пружина малых оборотов дизельного двигателя.

Двуплечий рычаг 18 помещен сверху на валике 21. На пальце 6, который запрессован в данный рычаг, шарнирно установлен дифференциальный рычаг 17, у которого к одному концу присоединена тяга 27 рычага валика 33 для управления рейками насосов-форсунок. У дифференциального рычага второй конец имеет паз, который охватывает палец 7 кривошипа 8. На валике кривошипа сверху укреплены жестко рычаг 10, который связан тягой с педалью регулирования подачи топлива, и рычаг 11, у которого палец 9 имеет возможность перемещаться по вырезу у кулисы 12.

Грузы центробежного регулятора оборотов, пока дизельный двигатель ЯАЗ-204 (ЯАЗ-206) не работает, в положении самого большого приближения к оси вала 29 удерживаются с помощью силы упругости пружин 32 и 31, которая передается легким грузам посредством двуплечего рычага, стакана 4, вилки 20, валика 21 и подвижной втулки, а тяжелым грузам от легких грузов передается через выступы 23.

При работе дизельных двигателей ЯАЗ-204, ЯАЗ-206 вал центробежного регулятора оборотов со ступицей 28 и грузами вращается. При этом обе пары грузов, которые стремятся двигаться по инерции прямолинейно, расходятся и удаляются от оси вала 29. Лапки легких грузов при этом перемещают по валу втулку 22 вперед (влево) и ее шариковый упорный подшипник поворачивает валик 21 и вилку 20 против часовой стрелки. Двуплечий рычаг 18, поворачивающийся как единое целое с валиком, давит на стакан 4, а также сжимает пружину 32 малых оборотов, а после этого, когда у стакана 4 буртик упрется в торец гильзы 3, сжимает пружину 31 больших оборотов, которая более сильная. Сила упругости пружин при сжатии возрастает.

Пружины выполняет противодействие расхождению грузов центробежного регулятора оборотов. Как только сила, с которой пружины воздействуют на грузы, по мере сжатия будет достаточной для их удержания при данном количестве оборотов в минуту на постоянном расстоянии от оси вала 29, грузы прекратят расходиться и станут двигаться по окружности.

Так как величина центробежных сил, которые возникают при вращении грузов, находится в зависимости от скорости вращения, то каждому установленному количеству оборотов вала центробежного регулятора оборотов в минуту соответствует установленная степень расхождения грузов, а также сжатия пружин: чем число оборотов больше, тем от оси вала дальше находятся грузы, и, наоборот, чем число оборотов меньше, тем грузы располагаются к оси вала ближе. На больших оборотах пружины соответственно сжимаются больше, чем на малых оборотах.

Все части: 1 | 2 | 3

Бизнес план производства медицинских масок.