Мотоцикл М-72.
Устройство запальной свечи (или свечи зажигания)
Запальная свеча мотоциклов М-72, ИЖ-49, К-125 и М1А «Москва», которую также называют свечей зажигания, предназначена для того, чтобы образовывать электрическую искру, необходимую для воспламенения сжатой в цилиндре двигателя мотоцикла рабочей смеси.
В устройство свечи зажигания мотоциклов ИЖ-49, М-72, К-125 и М1А «Москва», как показано на рис. 2, входят корпус, изолятор с центральным электродом и гайка изолятора. Корпус изготовляется из стали. В нижней части он имеет резьбу диаметром 14 или 18 мм для ввертывания свечи зажигания в головку цилиндра двигателей мотоциклов и боковой электрод, а в средней части — грани для гаечного ключа (22 мм — для советских свечей зажигания с диаметром резьбы 14 мм).
Рис. 2. Устройство свечи зажигания (разборной), устанавливаемой на мотоциклах М-72, ИЖ-49, М1А «Москва» и К-125.
Изолятор свечи зажигания мотоциклов К-125, М-72, М1А «Москва» и ИЖ-49, изготовляемый из специальной глины, имеет центральный электрод, на верхнем конце которого сделана нарезка для крепления гайкой провода высокого напряжения между изолятором и корпусом для повышения герметичности поставлены две медные шайбы.
Изолятор запальной свечи мотоциклов М-72, К-125, ИЖ-49 и М1А «Москва» может быть закреплен в корпусе специальной зажимной гайкой — такие свечи зажигания называются разборными; если же изолятор свечи зажигания завальцован в корпусе, то свечи называются неразборными (см. рис. 3).
Между центральным и боковым электродами запальной свечи мотоцикла должен быть искровой промежуток (зазор). При батарейном зажигании этот зазор составляет 0,5–0,7 миллиметров, а в случае зажигания от магнето — 0,4–0,5 миллиметров.
При увеличенном зазоре затрудняется пуск двигателя мотоцикла, требуется большее напряжение в индукционной катушке, что отражается на надежности ее работы. В случае уменьшения зазора у электродов свечи зажигания мотоцикла быстро образуется нагар, вследствие чего прекращается искрообразование.
Перебои в работе двигателей мотоциклов М1А «Москва», К-125, ИЖ-49 и М-72 часто происходят из-за неисправности запальной свечи. Чтобы яснее понимать причину возможных неисправностей свечи зажигания, необходимо познакомиться с условиями ее работы. При работе двигателя мотоцикла свеча зажигания подвергается действию резких изменений температуры. При сгорании рабочей смеси на нее действуют газы, имеющие температуру 1500–2000°, а при впуске — свежая смесь, имеющая температуру не свыше 60°.
Рис. 3. Устройство декомпрессора мотоцикла.
Кроме того, во время впуска одновременно со свежей смесью в цилиндр двигателя мотоциклов М-72, К-125, ИЖ-49 и М1А «Москва» попадает масло, которое оседает на стенках цилиндра и камеры сжатия, на изоляторе и электродах запальной свечи мотоцикла. Для того, чтобы попавшее на изолятор свечи зажигания масло сейчас же сгорело, не образуя нагара, необходимо, чтобы нижний конец изолятора имел температуру не ниже 500–580° и не выше 850°. Эта температура зависит от теплового режима работы двигателя мотоцикла (нормальный двигатель или форсированный — спортивный) и от конструкции свечи зажигания.
Если температура нижнего конца изолятора свечи зажигания (юбки) мотоциклов М1А «Москва», ИЖ-49, М-72 и К-125 ниже 500–580°, то такая свеча зажигания работает в двигателе ненормально, а на ее изоляторе отлагается нагар, происходит замасливание электродов.
Если же температура нижнего конца изолятора свечи зажигания мотоцикла будет выше 850°, двигатель на этой свече также работает ненормально, в нем возникает преждевременное воспламенение рабочей смеси не от электрической искры, а от соприкосновения с накаленным концом изолятора и центральным электродом (калильное зажигание).
Основное правило подбора запальных свечей к двигателям мотоциклов М-72, К-125, М1А «Москва» и ИЖ-49 по тепловой характеристике состоит в следующем:
— если свеча зажигания мотоцикла часто замасливается, покрывается нагаром — значит она слишком «холодная», надо поставить более «горячую»;
— если свеча зажигания вызывает калильное зажигание и стук в двигателе мотоциклов М-72, ИЖ-49, К-125, М1А «Москва» — это значит, что она слишком «горячая» для данного двигателя, надо поставить свечу зажигания более «холодную».
Одним из показателей тепловой характеристики запальной свечи является высота юбки изолятора свечи.
Нормальная высота юбки для двигателей дорожных мотоциклов ИЖ-49, М-72, М1А «Москва», К-125 составляет 10–11 мм. Если она выше, то свеча зажигания «горячее»; если она ниже — свеча зажигания «холоднее». В заводских инструкциях даются указания, какие запальные свечи должны применяться для данных двигателей мотоциклов.
В табл. 9 приводятся технические характеристики некоторых марок запальных свечей для мотоциклов К-125, М-72, ИЖ-49 и М1А «Москва».
Маркировка свечи зажигания (тип) | Длина ввертной части, мм | Высота юбки изолятора, мм | Максимально допустимая степень сжатия в двигателе, кг/см2 | На каких двигателях применяется | |
---|---|---|---|---|---|
2-тактный | 4-тактный | ||||
НА-11/20 | 11 | 20 | 4,5 | 4,5–5,0 | на автомобильных |
НА-11/16 | 16 | 5,0 | 5,0–5,5 | ||
СН-50 | — | — | |||
НА-11/14 | 11 | 14 | 5,5–6,0 | ||
СН-55 | — | — | |||
НА-11/11 | 11 | 11 | 5,5 | 6,0–6,5 | на мотоциклах М-72, ИЖ-49 и М1А «Москва» |
А-11/11 | |||||
НА-11/10 | 10 | на мотоциклах К-125 и М1А «Москва» |
Значение букв и цифр в маркировке запальных свечей советских мотоциклов ИЖ-49, М-72, М1А «Москва» и К-125 следующее:
Буквы «М», «А» и «Т» указывают, какой диаметр резьбы имеет ввертная часть свечи зажигания мотоцикла, а именно М означает 18 мм, А — 14 мм и Т — 10 мм, и что эта резьба метрическая.
Числитель дробного числа указывает длину ввертной части в миллиметрах, а знаменатель — длину нижнего конуса (юбки) изолятора в миллиметрах.
Неразборные свечи зажигания мотоциклов обозначаются добавочной, впереди стоящей буквой «Н».
Выпускаемые заводом АТЭ-2 запальные свечи имеют буквенный индекс «СН» с цифрой.
На спортивных и гоночных мотоциклах применяются специальные высококалильные свечи зажигания.
Устройство индукционной катушки зажигания
Индукционная катушка (или катушка зажигания) мотоциклов М-72, ИЖ-49, М1А «Москва», К-125 предназначена для того, чтобы преобразовывать низкое напряжение (6 вольт) в высокое (12 000–15 000 вольт).
Принцип работы индукционной катушки зажигания мотоцикла был разобран в Части 1 этой статьи, а ее устройство показано на рис. 4.
Рис. 4. Устройство индукционной катушки зажигания мотоциклов К-125, М-72, ИЖ-49 и М1А «Москва».
Как видно из устройства на рис. 4, в центре индукционной катушки зажигания мотоциклов М-72, ИЖ-49, М1А «Москва», К-125 помещается сердечник, набранный из пластин трансформаторной стали. На сердечник намотана вторичная обмотка, у которой 9 000–15 000 витков тонкой проволоки (0,06–0,09 миллиметров). Поверх вторичной обмотки индукционной катушки зажигания мотоцикла намотана первичная обмотка, имеющая 275–340 витков толстой (0,55–0,72 мм) проволоки. Первичная обмотка находится поверх вторичной с целью улучшения условий охлаждения.
Между сердечником и вторичной обмоткой индукционной катушки зажигания мотоциклов М1А «Москва», К-125, М-72 и ИЖ-49, а также между обмотками проложена изоляционная прокладка.
Для предохранения индукционной катушки зажигания мотоцикла от влияния атмосферной влаги и механических повреждений сердечник с обмотками находится внутри металлического корпуса. Снаружи индукционная катушка зажигания мотоциклов М-72, К-125, ИЖ-49 и М1А «Москва» имеет 2 зажима низкого напряжения (обмотка первичная) и один контакт высокого напряжения (обмотка вторичная).
https://sportcity74.ru турник настенный недорого купить.