Процесс гальванического осаждения покрытий используется в автомобильной промышленности для восстановления рабочих поверхностей деталей автомобилей и создания защитных декоративных покрытий.
Сущность этого процесса заключается в использовании растворов водных солей металлов для получения покрытий на деталях автомобиля. Наиболее часто используемые методы гальванического восстановления включают железнение, хромированное покрытие (иногда никелирование), а также электролитическое натирание.
Метод железнения
Железнение – это метод восстановления рабочих поверхностей автомобильных деталей путем получения защитных покрытий из горячих хлористых электролитов. Детали служат катодом, а в качестве анода используется растворимый электрод из стали. При электролизе происходит растворение анода и образуется шлам. Для предотвращения загрязнения электролита электрод помещают в стеклотканевые чехлы.
Метод железнения обладает рядом преимуществ в области восстановления автомобильных деталей. За счет нанесения защитных покрытий на железо этот метод повышает долговечность и коррозионную стойкость компонентов, тем самым продлевая срок их службы и улучшая эксплуатационные характеристики. Горячие хлористые электролиты, используемые в процессе железнения, обеспечивают надежное и эффективное нанесение железа на поверхности автомобильных деталей, обеспечивая равномерное и стойкое покрытие.
Одним из ключевых аспектов метода железнения является выбор и подготовка электролита. Хлористый электролит обычно состоит из смеси хлорида железа, соляной кислоты и других добавок. Эти компоненты тщательно подобраны для создания оптимальной электролитической среды, которая облегчает осаждение железа на катодные поверхности. Температура электролита также имеет решающее значение, поскольку она влияет на скорость осаждения железа и качество получаемого покрытия.
Во время процесса железнения через электролит пропускается электрический ток, в результате чего ионы железа мигрируют от анода к катоду. Когда ионы железа достигают катодных поверхностей автомобильных деталей, они подвергаются реакциям восстановления и образуют слой железа, который прилипает к поверхности. Этот слой действует как защитный барьер, защищая компоненты от воздействия агрессивных элементов и предотвращая дальнейший износ.
Для обеспечения успешного процесса железнения жизненно важна тщательная подготовка поверхности. Автомобильные детали должны быть тщательно очищены и обезжирены, чтобы удалить любые загрязнения, которые могли бы препятствовать осаждению железа. Кроме того, для повышения адгезии железного покрытия могут быть использованы методы придания поверхности шероховатости, такие как дробеструйная обработка или шлифовка.
В целом, метод железнения служит эффективным решением для восстановления и защиты автомобильных компонентов. Благодаря нанесению защитных покрытий из железа этот процесс повышает эксплуатационные характеристики и долговечность деталей, способствуя общей надежности и безопасности транспортных средств.
Метод хромирования
Метод хромирования используется для восстановления и улучшения внешнего вида и функциональности металлических деталей автомобиля путем нанесения слоя хрома на их поверхность. Он включает в себя электрохимическое нанесение тонкого слоя хрома на подложку, обычно на металлический предмет.
Процесс гальванического восстановления методом хромирования начинается с подготовки поверхности автомобильной детали, которая может включать очистку, полировку и удаление любых существующих покрытий или коррозии. После того как поверхность должным образом подготовлена, деталь погружают в раствор электролита, содержащий ионы хрома. Затем через раствор пропускают электрический ток, в результате чего ионы хрома мигрируют и осаждаются на поверхности детали. Ионы хрома восстанавливаются до атомов металлического хрома, которые прилипают к поверхности детали, образуя однородный защитный слой хрома.
Гальванический слой хрома, полученный методом хромирования, придает восстановленной детали автомобиля ряд преимуществ. Это повышает коррозионную стойкость основного металла, повышает его твердость и износостойкость, а также обеспечивает привлекательную и отражающую поверхность.
Хромирование применяется для ремонта деталей автомобиля при износе до 0,1 мм, главным образом для повышения износостойкости пар трения. Для электролита используют раствор хромангидрида (CrO3) и серной (H2SO4) кислоты.
При восстановлении автомобильных деталей гальваническим осаждением покрытий метод железнения обладает рядом преимуществ перед хромированием.
Электролитическое натирание
Электролитическое натирание включает в себя перемещение анода, обычно угольного электрода, насыщенного электролитом, по поверхности катода (заготовки). Анод имеет форму тампона и удерживается вручную за ручку. Оператор медленно перемещает анод вдоль обрабатываемой поверхности, непрерывно смачивая тампон электролитом.
При электролитическом натирании во время ручного перемещения анода по поверхности детали автомобиля осаждение металла происходит выборочно, постепенно увеличивая толщину слоя металла на детали. Этот процесс обеспечивает контролируемое и точное нанесение желаемого металлического покрытия.
Электролитическое натирание обычно используется для различных целей, таких как улучшение внешнего вида автомобильной детали с помощью декоративных покрытий (например, хромирование), обеспечение коррозионной стойкости и повышение износостойкости.
Стоит отметить, что процесс нанесения гальванических покрытий для восстановления деталей автомобилей требует тщательного внимания к деталям, поскольку для достижения желаемого качества и толщины слоя необходимо контролировать такие факторы, как плотность тока, время нанесения покрытия и состав ванны. Кроме того, необходимы надлежащие меры предосторожности и процедуры обращения с отходами из-за присутствия потенциально опасных химических веществ во время технологического процесса.