Наиболее распространенной разновидностью контактной сварки является точечная сварка, выполняемая с использованием подвесных сварочных клещей. Кузов легкового среднего класса или развозного автомобиля насчитывает от 6000 до 10 000 точек сварки, которую нужно выполнить при сборке кузова (кроме того, надо учитывать дополнительные или конечные сварные соединения, длина которых составляет в кузове автомобиля среднего класса при дуговой сварке 2–5 м и при газовой 1–2 м).
Очень существенным является также конфигурация соединений деталей кузова автомобиля в отношении легкости доступа к ним и форма электрода. Соединения, осуществляемые при сборке кузова, делят на легкодоступные, доступные, с затрудненным доступом и труднодоступные (рис. 4). Для соединений с затрудненным доступом и труднодоступных необходимо применять электроды специальной формы, которые осложняют действия сварщика и вызывают быстрый износ инструмента (рис. 5). Специальные фасонные электроды в отличие от обычных могут иметь разную форму.
Рис. 4. Типы соединений деталей кузова автомобиля по степени доступности (по материалам фирмы Sciaky).
Рис. 5. Типы электродов сварочных клещей: a – обычные (1 – прямые; 2 – наклонные; 3 – охватывающие; 4 – удлиненные; 5 – изогнутые; b – специальные (б – охватывающие средние; 7 – охватывающие высокие; 8 – охватывающие фасонные).
Легкость выполнения соединения при сборке зависит от группирования деталей кузова автомобиля в сборочные единицы. Даже очень квалифицированный сварщик не выполнит работу хорошо, если это не обеспечивается формой деталей и их расположением.
Наиболее предпочтительными при сборке являются соединения деталей кузова автомобиля, доступные снаружи, с полками соответствующей ширины (рис. 6). При недостаточной ширине полок требуется частая заточка электродов, а также происходит шунтирование тока, в результате чего быстро изнашивается инструмент, возрастают затраты энергии и ухудшается качество сварки.
Рис. 6. Рекомендуемая ширина полок для точечной сварки, применяемой при сборке кузова автомобиля.