Торможение и остановка мотоцикла
Для мотоцикла осуществлять изменение скорости движения необходимо с помощью изменения положения в карбюраторе дроссельного золотника либо с помощью торможения. Уменьшение скорости мотоцикла и его остановка в основном осуществляются при помощи торможения.
Как правило, на мотоцикле используются три метода торможения: двигателем, тормозами, одновременно тормозами и двигателем – комбинированное торможение.
С помощью тормозов мотоцикл останавливать нужно так:
— выключить сцепление и вместе с этим уменьшить подачу горючей смеси;
— нажать плавно на рычаг ручного и педаль ножного тормозов;
— когда мотоцикл остановится, установить в нейтральное положение рычаг переключения передач.
Можно приступить к торможению, не выключая сцепления, при этом уменьшая подачу горючей смеси, но в этом случае при достижении скорости движения мотоцикла 12-15 км/час надо сцепление выключить, в противном случае двигатель заглохнет до остановки.
Торможение мотоцикла-одиночки на мокрой и скользкой дороге особенно опасно. Даже в случае слабого торможения может случится занос и появится вероятность опрокидывания мотоцикла. В связи с этим в таких условиях мотоцикл необходимо тормозить при помощи двигателя. Если же случится занос, то надо отпустить тормоз, и, выключая и включая попеременно сцепление, выкрутить руль в направлении заноса.
При движении на мотоцикле по крутым и длинным спускам с горы надо заранее включить, в зависимости от крутизны и длины спуска, нужную передачу, и двигаться, не выключая сцепления, применяя торможение двигателем и вместе с этим слегка притормаживая попеременно ручным и ножным тормозами, чтобы не было их перегрева.
Посадка мотоциклиста на мотоцикл
По возможности посадка мотоциклиста должна быть ненапряженной, свободной, не сутулой, и прямой. Посадка на мотоцикл с большим наклоном корпуса вперед не рекомендуется, потому что в этом случае затрудняется дыхание и происходит быстрое утомление. При посадке ноги должны находится в полусогнутом положении и ступнями или носками твердо опираться на подножки. При этом кисти рук надо слегка выгнуть вверх и ими легко сжимать руль. Голову надо держать прямо.
Повороты мотоцикла
В зависимости от состояния дорожного покрытия и профиля пути движущийся по дороге мотоцикл можно повернуть как рулем, так и его наклоном в сторону поворота. Прием поворота в конкретной ситуации зависит от скорости движения, характера пути и качества сцепления шин с грунтом.
Поворот мотоцикла рулем осуществляется:
— на небольших скоростях движения; чем скорость меньше, тем можно произвести более крутой поворот;
— в случае плохого сцеплении шин с грунтом (мокрый асфальт, гололедица и прочее);
— в случае сыпучего грунта: галька, снег, пашня, песок.
Поворот мотоцикла наклоном осуществляется:
— если есть достаточный радиус поворота; чем радиус поворота больше, тем больше возможная скорость мотоцикла и его крен;
— в случае хорошего сцеплении шин с грунтом: твердое, сухое покрытие; при скорости движения 50 км/час и более.
Водитель при этом производит наклон корпуса мотоцикла-одиночки в сторону поворота, тем самым облегчая его поворот.
При движении на мотоцикле с коляской необходимо соблюдать большую осторожность на поворотах, потому что при этом велика опасность его опрокидывания.
Экипажу мотоцикла с коляской, для противодействия опрокидывающему моменту, на поворотах необходимо центр тяжести переносить в сторону поворота, чтобы тем самым препятствовать опрокидыванию и облегчить поворот.