Для обеспечения надежной работы системы питания и уменьшения износа двигателя мотоцикла к топливу предъявляются следующие требования.
Топливо для мотоциклов должно обладать хорошей испаряемостью
Суть данного требования состоит в том, что легкая испаряемость обеспечивает создание горючей смеси надлежащего качества, облегчает пуск двигателя мотоцикла и уменьшает в цилиндре конденсацию паров топлива. Определение испаряемости топлива производится в специальном аппарате, при помощи которого устанавливаются температуры выкипания, равная 10, 50 и 90% определенного количества топлива.
Температура выкипания 10% бензина дает характеристику пусковым свойствам топлива (желательно, чтобы эта температура не была выше 80 °C).
Температура выкипания 50% бензина дает характеристику топливу с точки зрения качества работы двигателя мотоцикла в условиях нормальных нагрузок (желательно, чтобы эта температура не была выше 145 °C).
Температура выкипания 90% бензина характеризует топливо по содержанию тяжелых частей. Чем температура выкипания 90% бензина меньше, тем в нем меньшее количество трудно испаряющихся фракций и веществ, вредно отражающихся на работе двигателя мотоцикла (желательно, чтобы эта температура не была выше 180 °C).
Топливо для мотоциклов должно обладать детонационной стойкостью
Второе требование к топливу для мотоциклов состоит в наличии у него детонационной стойкости. Детонация характеризуется значительно возрастающей при определенных условиях скоростью сгорания рабочей смеси. Если рабочая смесь нормально горит в цилиндре двигателя мотоцикла со скоростью 20–30 м/сек, то во время детонации скорость сгорания увеличивается до 2000–3000 м/сек.
Во время детонации появляются стуки и резко увеличивается давление, что может привести к поломкам двигателя мотоцикла, а также к перегреву и потере мощности.
Оценка детонационной стойкости топлива при нормальном эксплуатационном режиме производится условным числом, называемым октановым числом. Чем октановое число больше, тем больше стойкость данного топлива к детонации. Повышают детонационную стойкость бензина примешиванием к нему этиловой жидкости (Р-9), являющейся антидетонатором.
Появлению детонации способствует:
а) применение топлив, по своему составу склонных к детонации (низкооктановые топлива);
б) повышение степени сжатия сверх допустимого предела для данного топлива и определяемого его октановым числом;
в) рост температуры головок цилиндров двигателя мотоцикла, днищ поршней и других деталей, соприкасающихся с рабочей смесью;
г) нагар на днищах поршней и головках цилиндров мотоцикла.
Топливо для мотоциклов должно обладать стабильностью
Еще одно требование к топливу для мотоциклов заключается в наличии у него стабильности. Под стабильностью топлива поднимется способность к сохранению необходимых эксплуатационных свойств во время продолжительного хранения и транспортировки.
Отрицательно отражается на работе двигателя мотоцикла содержание в топливе смол, отложение которых происходит в карбюраторе, бензопроводах, каналах и на клапанах. С ростом смол в бензине уменьшается октановое число топлива, увеличивается его кислотность, вызывающая сильную коррозию. Бензин с содержанием смол — желтый, а иногда даже коричневый или черный.
Смолообразование бензина усиливается от соприкосновения его с воздухом при хранении в открытых цистернах и от наличия в бензине воды.
Плохо очищенный крекинг-бензин предрасположен к смолообразованию.
Способность бензина противостоять смолообразованию является одним из основных показателей его стабильности.